Маленькая станция на великом пути
Раздел: Краеведение / История района
В начале 1891 года правительство Российской империи приняло громадной важности решение, повлиявшее коренным образом на судьбу азиатской части государства. Правительство с царского соизволения бесповоротно решило начать строительство железнодорожного пути через всю Сибирь и Дальний Восток протяженностью на тысячи верст от Челябинска до Владивостока. Осуществление этого начинания сулило произвести важнейшие изменения в положении сибирского населения, значительно ускорить экономический рост Сибири. Самым прямым образом это решение затрагивало и жителей Курганского округа, поскольку железная дорога должна была пройти через его территорию.
Непосредственное строительство дороги на участке от Челябинска до Петропавловска велось в 1892 -1894 годах. Поначалу насыпалось земляное полотно, а затем прокладывался рельсовый путь. В строительных работах во множестве было задействовано местное крестьянское население. Эти работы служили источником заработка и пропитания для крестьян, обнищавших вследствие обрушившихся на них бедствий неурожайного и голодного 1891 года. В качестве наемных рабочих крестьяне трудились там, где не требовался квалифицированный труд, прежде всего на отсыпке земляного полотна. Отлучка на заработки сопровождалась выдачей паспортов и билетов в волостных правлениях. К примеру, из селений Моревской волости в 1895 г. до 80 человек, получив паспорта, отправились на постройку Западно-Сибирской железной дороги. Туда же брали паспорта и крестьяне из соседней Сычевской волости. Следовательно, по окончании строительства пути на территории Курганского округа крестьяне удалялись в места, где это строительство еще не завершилось.
4 октября 1893 года в Кургане состоялась торжественная встреча первого паровоза, прибывшего из Челябинска. Меж тем в затобольной части Курганского округа вплоть до конца апреля 1894 года велась отсыпка земляного полотна, а с 1 мая началась укладка рельсового пути от Кургана до Петропавловска. Укладка продвигалась так стремительно, что к началу июля было проложено до 150 верст. В день удавалось уложить рельсы на четырех и более верстах. Такой быстрый темп при тогдашней довольно слабой технике объяснялся еще тем обстоятельством, что дорога первоначально замышлялась одноколейной. Таким образом, очень быстро наступил момент, когда путеукладчики миновали Сычевскую и Моревскую волости, земли которых ныне по большей части входят в современный Варгашинский район. Очень скоро две соседние деревни Сычевской волости - Тайболину и Варгаши - разделил железнодорожный путь.
До окончания в марте 1895 года строительства постоянного железнодорожного моста через Тобол действовал временный мост - деревянный. И этот мост уже позволял осуществлять сквозное движение на западно – сибирском участке от Челябинска до Омска. Постоянное, регулярное движение на данном участке открылось в октябре 1896 пода. Вместе со строящейся дорогой возникали и станции в заранее предусмотренных местах. В их числе появилась и станция Варгаши, строительство которой приходится на 1893-1894 годы. Она получила своё название по наиболее населенной деревне из двух близлежащих деревень Сычевской волости, упомянутых выше. К тому же деревня Варгаши располагалась со станцией по одну сторону железнодорожной линии, что тоже могло учитываться при выборе названия для станции. А вполне возможно, что слово «Варгаши» приглянулось больше из-за своей краткости и звучности. Первый поезд через станцию Варгаши Западно – Сибирской железной дороги проследовал в первой половине сентября 1894 года (по новому стилю ). Помимо станционного здания на станциях строились и другие необходимые для обеспечения железнодорожного сообщения и обслуживания паровозов сооружения (к примеру, водокачки), а также стали появляться жилые дома - первые «ласточки» пристанционных поселков.
А можно ли теперь, по прошествии уже свыше века, заглянуть в самый начальный период существования, допустим, той же станции Варгаши, которая предопределила в будущем возникновение рабочего поселка и районного центра, и таким образом получить достоверное, более или менее исчерпывающее представление о Варгашах столетней давности? Оказывается, что вполне даже возможно.
28 января 1897 года по всей Российской империи впервые, была проведена всеобщая перепись населения. В ходе этой всероссийской переписи обследовались все населенные пункты, где люди проживали постоянно или временно. Естественно, что в перепись попало и население, проживавшее на станции Варгаши.
Переписные листы предназначались для записи лиц по отдельным хозяйствам (семьям). Сохранившиеся материалы переписи дают нам теперь хорошую возможность подробнее узнать о первых жителях станции и даже в какой-то мере восстановить ее первоначальный облик.
Собственно говоря, такое грандиозное по размаху мероприятие, как всероссийская перепись, не могло технически осуществиться лишь за одни сутки. Поэтому на деле предусматривалось, что счетчики-регистраторы должны были начать опрос населения с заполнением переписных листов в городах за 10 дней, а в сельской местности за 20 дней до переписи. В день самой переписи счетчиками уточнялись записи в переписных листах. Вообще же для дополнительной сверки и внесения исправлений отводилось 2 дня в городах и 3 дня в селениях.
Доподлинно, правда, неизвестно, как именно в деталях проходила перепись на станции Варгаши. Ясно только, что 28 января 1897 года счетчик Л. Пясецкий имел на руках заполненные переписные листы, причем часть из них собственноручными записями заполнили лично главы опрашиваемых хозяйств (семей). Затем итоговые сведения относительно станции Варгаши и ее жителей Пясецкий занес в отдельный переписной лист.
По части административного управления станция находилась в ведении полицейского участка (стана) № 5. На время же подготовки и проведения переписи она входила в переписной участок № 22, составляя сама счетный участок № 2. Как поселение, станция Варгаши располагалась в полосе отчуждений Западно-Сибирской железной дороги. Переписью здесь было отмечено всего 11 хозяйств, жилых же строений насчитывалось семь. Все строения были деревянными, из них пять крыты железом, а два - деревом. Всего наличного населения (оно же, кстати, совпадало по численности с постоянно живущим на станции населением) отмечено было 18 человек мужского пола и 21 человек женского пола. Из них к лицам некрестьянских сословий принадлежали соответственно 5 и 9 человек.
Вслед за этими обобщенными данными приспело время познакомиться чуть поближе с каждым конкретным хозяйством в отдельности, с членами семей, что обосновались на действующей с недавней поры станции. Кто же они, ее первые жители? Думается, возникающая картина не лишена любопытства для нынешних современников – жителей нового столетия.
Николай ТОЛСТЫХ
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка