.
.
lorem
» » » Маленькая станция на великом пути
  • Нравится
  • 0

Маленькая станция на великом пути

Раздел: Краеведение / История района

Маленькая станция на великом пути

 В начале 1891 года правитель­ство Российской империи приня­ло громадной важности решение, повлиявшее коренным образом на судьбу азиатской части государ­ства. Правительство с царского соизволения бесповоротно реши­ло начать строительство железно­дорожного пути через всю Сибирь и Дальний Восток протяженностью на тысячи верст от Челябинска до Владивостока. Осуществление этого начинания сулило произве­сти важнейшие изменения в поло­жении сибирского населения, зна­чительно ускорить экономический рост Сибири. Самым прямым образом это решение затрагивало и жителей Курганского округа, поскольку железная дорога должна была пройти через его террито­рию.

Непосредственное строитель­ство дороги на участке от Челя­бинска до Петропавловска велось в 1892 -1894 годах. Поначалу на­сыпалось земляное полотно, а затем прокладывался рельсовый путь. В строительных работах во множестве было задействовано местное крестьянское население. Эти работы служили источником заработка и пропитания для крес­тьян, обнищавших вследствие об­рушившихся на них бедствий неурожайного и голодного 1891 года. В качестве наемных рабочих кре­стьяне трудились там, где не тре­бовался квалифицированный труд, прежде всего на отсыпке земляного полотна. Отлучка на заработки сопровождалась выда­чей паспортов и билетов в волос­тных правлениях. К примеру, из селений Моревской волости в 1895 г. до 80 человек, получив пас­порта, отправились на постройку Западно-Сибирской железной до­роги. Туда же брали паспорта и крестьяне из соседней Сычевской волости. Следовательно, по окончании строительства пути на тер­ритории Курганского округа крес­тьяне удалялись в места, где это строительство еще не заверши­лось.

4 октября 1893 года в Кургане состоялась торжественная встре­ча первого паровоза, прибывшего из Челябинска. Меж тем в затобольной части Курганского округа вплоть до конца апреля 1894 года велась отсыпка земляного полот­на, а с 1 мая началась укладка рельсового пути от Кургана до Пет­ропавловска. Укладка продвига­лась так стремительно, что к на­чалу июля было проложено до 150 верст. В день удавалось уложить рельсы на четырех и более вер­стах. Такой быстрый темп при тог­дашней довольно слабой технике объяснялся еще тем обстоятель­ством, что дорога первоначально замышлялась одноколейной. Та­ким образом, очень быстро насту­пил момент, когда путеукладчики миновали Сычевскую и Моревскую волости, земли которых ныне по большей части входят в современный Варгашинский район. Очень скоро две соседние дерев­ни Сычевской волости - Тайболину и Варгаши - разделил железно­дорожный путь.

До окончания в марте 1895 года строительства постоянного железнодорожного моста через Тобол действовал временный мост - деревянный. И этот мост уже позволял осуществлять сквоз­ное движение на западно – сибир­ском участке от Челябинска до Омска. Постоянное, регулярное движение на данном участке от­крылось в октябре 1896 пода. Вме­сте со строящейся дорогой возни­кали и станции в заранее предус­мотренных местах. В их числе по­явилась и станция Варгаши, строительство которой приходится на 1893-1894 годы. Она  получила своё название по наибо­лее населенной деревне из двух близлежа­щих деревень Сычевской волости, упомянутых выше. К тому же деревня Варгаши располагалась со станцией по одну сторону железнодорожной линии, что тоже могло учитываться при выборе названия для станции. А впол­не возможно, что слово «Варгаши» пригля­нулось больше из-за своей крат­кости и звучности. Первый поезд через станцию Варгаши Западно – Сибирской железной дороги проследовал в первой половине сентября 1894 года (по новому стилю ). Помимо стан­ционного здания на станциях стро­ились и другие необходимые для обеспечения железнодорожного сообщения и обслуживания паровозов сооружения (к примеру, во­докачки), а также стали появлять­ся жилые дома - первые «ласточки» пристанционных поселков.

А можно ли теперь, по проше­ствии уже свыше века, заглянуть в самый начальный период суще­ствования, допустим, той же станции Варгаши, которая предопределила в будущем возникновение рабочего поселка и районного цен­тра, и таким образом получить достоверное, более или менее ис­черпывающее представление о Варгашах столетней давности? Оказывается, что вполне даже возможно.

28 января 1897 года по всей Российской империи впервые, была проведена всеобщая перепись населения. В ходе этой всероссийской переписи обследовались все населенные пункты, где люди проживали постоянно или временно. Естественно, что в пе­репись попало и население, про­живавшее на станции Варгаши.

Переписные листы предназнача­лись для записи лиц по отдельным хозяйствам (семьям). Сохранившиеся материалы переписи дают нам теперь хорошую возможность подробнее узнать о первых жите­лях станции и даже в какой-то мере восстановить ее первона­чальный облик.

Собственно говоря, такое грандиозное по размаху меропри­ятие, как всероссийская перепись, не могло технически осуществить­ся лишь за одни сутки. Поэтому на деле предусматривалось, что счетчики-регистраторы должны были начать опрос населения с заполнением переписных листов в городах за 10 дней, а в сельской местности за 20 дней до перепи­си. В день самой переписи счет­чиками уточнялись записи в пере­писных листах. Вообще же для дополнительной сверки и внесения исправлений отводилось 2 дня в городах и 3 дня в селениях.

Доподлинно, правда, неизве­стно, как именно в деталях прохо­дила перепись на станции Варгаши. Ясно только, что 28 января 1897 года счетчик Л. Пясецкий имел на руках заполненные переписные листы, причем часть из них соб­ственноручными записями запол­нили лично главы опрашиваемых хозяйств (семей). Затем итоговые сведения относительно станции Варгаши и ее жителей Пясецкий занес в отдельный переписной лист.

По части административного управления станция находилась в ведении полицейского участка (стана) № 5. На время же подго­товки и проведения переписи она входила в переписной участок № 22, составляя сама счетный учас­ток № 2. Как поселение, станция Варгаши располагалась в полосе отчуждений Западно-Сибирской железной дороги. Переписью здесь было отмечено всего 11 хо­зяйств, жилых же строений насчи­тывалось семь. Все строения были деревянными, из них пять крыты железом, а два - деревом. Всего наличного населения (оно же, кстати, совпадало по числен­ности с постоянно живущим на станции населением) отмечено было 18 человек мужского пола и 21 человек женского пола. Из них к лицам некрестьянских сословий принадлежали соответственно 5 и 9 человек.

Вслед за этими обобщенными данными приспело время познакомиться чуть поближе с каждым конкретным хозяйством в отдель­ности, с членами семей, что обосновались на действующей с не­давней поры станции. Кто же они, ее первые жители? Думается, воз­никающая картина не лишена лю­бопытства для нынешних совре­менников – жителей нового столетия.

 

Николай ТОЛСТЫХ

  • Просмотров: 851
  • Дата: 21 октября 2016
admin

Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Память сердца

Память сердца

Календарь

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 

Обратная связь

По всем вопросам или предложениям пишите:

var-library@mail.ru
или сюда
?

Опрос

Оцените работу движка