.
.
lorem
» » » Маленькая станция на великом пути
  • Нравится
  • 0

Маленькая станция на великом пути

Раздел: Краеведение / История района

Маленькая станция на великом пути

 В начале 1891 года правитель­ство Российской империи приня­ло громадной важности решение, повлиявшее коренным образом на судьбу азиатской части государ­ства. Правительство с царского соизволения бесповоротно реши­ло начать строительство железно­дорожного пути через всю Сибирь и Дальний Восток протяженностью на тысячи верст от Челябинска до Владивостока. Осуществление этого начинания сулило произве­сти важнейшие изменения в поло­жении сибирского населения, зна­чительно ускорить экономический рост Сибири. Самым прямым образом это решение затрагивало и жителей Курганского округа, поскольку железная дорога должна была пройти через его террито­рию.

Непосредственное строитель­ство дороги на участке от Челя­бинска до Петропавловска велось в 1892 -1894 годах. Поначалу на­сыпалось земляное полотно, а затем прокладывался рельсовый путь. В строительных работах во множестве было задействовано местное крестьянское население. Эти работы служили источником заработка и пропитания для крес­тьян, обнищавших вследствие об­рушившихся на них бедствий неурожайного и голодного 1891 года. В качестве наемных рабочих кре­стьяне трудились там, где не тре­бовался квалифицированный труд, прежде всего на отсыпке земляного полотна. Отлучка на заработки сопровождалась выда­чей паспортов и билетов в волос­тных правлениях. К примеру, из селений Моревской волости в 1895 г. до 80 человек, получив пас­порта, отправились на постройку Западно-Сибирской железной до­роги. Туда же брали паспорта и крестьяне из соседней Сычевской волости. Следовательно, по окончании строительства пути на тер­ритории Курганского округа крес­тьяне удалялись в места, где это строительство еще не заверши­лось.

4 октября 1893 года в Кургане состоялась торжественная встре­ча первого паровоза, прибывшего из Челябинска. Меж тем в затобольной части Курганского округа вплоть до конца апреля 1894 года велась отсыпка земляного полот­на, а с 1 мая началась укладка рельсового пути от Кургана до Пет­ропавловска. Укладка продвига­лась так стремительно, что к на­чалу июля было проложено до 150 верст. В день удавалось уложить рельсы на четырех и более вер­стах. Такой быстрый темп при тог­дашней довольно слабой технике объяснялся еще тем обстоятель­ством, что дорога первоначально замышлялась одноколейной. Та­ким образом, очень быстро насту­пил момент, когда путеукладчики миновали Сычевскую и Моревскую волости, земли которых ныне по большей части входят в современный Варгашинский район. Очень скоро две соседние дерев­ни Сычевской волости - Тайболину и Варгаши - разделил железно­дорожный путь.

До окончания в марте 1895 года строительства постоянного железнодорожного моста через Тобол действовал временный мост - деревянный. И этот мост уже позволял осуществлять сквоз­ное движение на западно – сибир­ском участке от Челябинска до Омска. Постоянное, регулярное движение на данном участке от­крылось в октябре 1896 пода. Вме­сте со строящейся дорогой возни­кали и станции в заранее предус­мотренных местах. В их числе по­явилась и станция Варгаши, строительство которой приходится на 1893-1894 годы. Она  получила своё название по наибо­лее населенной деревне из двух близлежа­щих деревень Сычевской волости, упомянутых выше. К тому же деревня Варгаши располагалась со станцией по одну сторону железнодорожной линии, что тоже могло учитываться при выборе названия для станции. А впол­не возможно, что слово «Варгаши» пригля­нулось больше из-за своей крат­кости и звучности. Первый поезд через станцию Варгаши Западно – Сибирской железной дороги проследовал в первой половине сентября 1894 года (по новому стилю ). Помимо стан­ционного здания на станциях стро­ились и другие необходимые для обеспечения железнодорожного сообщения и обслуживания паровозов сооружения (к примеру, во­докачки), а также стали появлять­ся жилые дома - первые «ласточки» пристанционных поселков.

А можно ли теперь, по проше­ствии уже свыше века, заглянуть в самый начальный период суще­ствования, допустим, той же станции Варгаши, которая предопределила в будущем возникновение рабочего поселка и районного цен­тра, и таким образом получить достоверное, более или менее ис­черпывающее представление о Варгашах столетней давности? Оказывается, что вполне даже возможно.

28 января 1897 года по всей Российской империи впервые, была проведена всеобщая перепись населения. В ходе этой всероссийской переписи обследовались все населенные пункты, где люди проживали постоянно или временно. Естественно, что в пе­репись попало и население, про­живавшее на станции Варгаши.

Переписные листы предназнача­лись для записи лиц по отдельным хозяйствам (семьям). Сохранившиеся материалы переписи дают нам теперь хорошую возможность подробнее узнать о первых жите­лях станции и даже в какой-то мере восстановить ее первона­чальный облик.

Собственно говоря, такое грандиозное по размаху меропри­ятие, как всероссийская перепись, не могло технически осуществить­ся лишь за одни сутки. Поэтому на деле предусматривалось, что счетчики-регистраторы должны были начать опрос населения с заполнением переписных листов в городах за 10 дней, а в сельской местности за 20 дней до перепи­си. В день самой переписи счет­чиками уточнялись записи в пере­писных листах. Вообще же для дополнительной сверки и внесения исправлений отводилось 2 дня в городах и 3 дня в селениях.

Доподлинно, правда, неизве­стно, как именно в деталях прохо­дила перепись на станции Варгаши. Ясно только, что 28 января 1897 года счетчик Л. Пясецкий имел на руках заполненные переписные листы, причем часть из них соб­ственноручными записями запол­нили лично главы опрашиваемых хозяйств (семей). Затем итоговые сведения относительно станции Варгаши и ее жителей Пясецкий занес в отдельный переписной лист.

По части административного управления станция находилась в ведении полицейского участка (стана) № 5. На время же подго­товки и проведения переписи она входила в переписной участок № 22, составляя сама счетный учас­ток № 2. Как поселение, станция Варгаши располагалась в полосе отчуждений Западно-Сибирской железной дороги. Переписью здесь было отмечено всего 11 хо­зяйств, жилых же строений насчи­тывалось семь. Все строения были деревянными, из них пять крыты железом, а два - деревом. Всего наличного населения (оно же, кстати, совпадало по числен­ности с постоянно живущим на станции населением) отмечено было 18 человек мужского пола и 21 человек женского пола. Из них к лицам некрестьянских сословий принадлежали соответственно 5 и 9 человек.

Вслед за этими обобщенными данными приспело время познакомиться чуть поближе с каждым конкретным хозяйством в отдель­ности, с членами семей, что обосновались на действующей с не­давней поры станции. Кто же они, ее первые жители? Думается, воз­никающая картина не лишена лю­бопытства для нынешних совре­менников – жителей нового столетия.

 

Николай ТОЛСТЫХ

  • Просмотров: 904
  • Дата: 21 октября 2016
admin

Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Память сердца

Память сердца

Информационные ссылки

Календарь

«    Октябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031 

Обратная связь

По всем вопросам или предложениям пишите:

var-library@mail.ru
или сюда
?

Опрос

Оцените работу движка