«Я не писал пока стихов о городе…»
Раздел: Новости
Это селение в нашем районе является родиной двух поэтов. Они и появились-то на свет в одном суровом военном году, 75 лет назад, с разницей в два месяца. И несмотря на то что по окончании школы их жизнь проходила и творчество развивалось уже за пределами района, они не утратили живой связи с малой родиной. Воспоминания о ней постоянно подпитывали их талант и находили отражение в их поэтических сочинениях. Настоящая публикация посвящается одному из этих поэтов.
Виктор Константинович Гилев родился 30 января 1942 г. в селе Заложном (в той его части, которая до объединения в 1964 г. называлась еще д. Малой Заложной). Существовавший на тот момент отдельный Заложинский сельсовет после упразднения в 1954 г. вошел в Марайский (затем Мостовской) сельсовет. Детство Гилева протекало в трудной обстановке военных и послевоенных лет. Эта пора накрепко врезалась в память будущего поэта и, отдавая сыновнюю дань матери Серафиме Григорьевне, ее самоотверженной женской доле, он вспоминал:
Мама милая!
В край берез
Проведи под зеленым ливнем,
Чтобы крепким таким же рос,
Как в войну
На борще крапивном.
В беспокойном своем труде
Ты себя не щадила, мама,
На картошке
И на воде
В детстве ты меня поднимала.
Черное крыло войны непосредственно коснулось семьи В. Гилева. Это означало потерю самых близких и дорогих:
Торжественны могучие березы,
Слетает с них листва, как похоронки
На старших братьев и отца.
Правда, похоронка на отца Константина Ивановича оказалась ошибочной. Но прежде чем он возвратился домой, пришлось хлебнуть лиха в плену:
Не потому ли в час свой горький,
В аду фашистских лагерей
Он выстоял, воскрес из мертвых
Наперекор беде своей.
В 1949-1959 гг. Виктор Гилев учился в Мостовской средней школе. А еще до ее окончания, согласно автобиографии, его первые стихи появились в 1958 г. в областной молодежной газете «Молодой ленинец». Кстати, именно при молодежке тогда действовало литературное объединение «Юность», которое пестовало молодые дарования и помогало им торить путь в большую литературу.
Но все же поэт – это не профессия, да и поэтическому творчеству отдаваться постоянно Гилев не мог. Ведь основная его деятельность относилась к другому виду творчества. Уже с 1960 г., без обучения в каком-то профильном заведении, он связывает себя с журналистикой. Начинал Виктор литработником в редакции газеты «Мостовская правда». После расформирования Мостовского района его журналистская деятельность разворачивалась в целом ряде районных газет, на короткий период даже была связана с «Молодым ленинцем». Лишь однажды случился перерыв, когда в течение учебного 1964-1965 года Гилев учительствовал в восьмилетке с. Кропани Кетовского района. Постепенно из простых литсотрудников он дорос до заместителя редактора и достиг самого верха – поста редактора некоторых районных газет (в частности, в Мокроусово и Куртамыше). Еще в бытность комсомольцем молодой журналист вел занятия в литературном объединении при редакции мокроусовского «Восхода» и в шахматном кружке тамошнего Дома пионеров.
Без отрыва от журналистской работы Гилев в 1965-1972 гг. заочно обучался в Литературном институте им. Горького. В период учебы и по окончании института активно печатался не только в упомянутом «Молодом ленинце» и районках, но также в журналах «Урал», «Сельская молодежь», «Смена», «Слово», центральной газете «Литературной Россия» и коллективных сборниках. А первый поэтический сборник «Гусли» у Гилева вышел в 1968 г. Следующий сборник «Подовый хлеб» удалось ему выпустить только в 1986 г., хотя он готовил некую вторую книжку стихов для предполагаемого ее издания еще в 1972 г. Вообще же при жизни поэт стал автором пяти сборников. В 1990-1992 гг. появились «Разговор с любимой», «Вербный край» и «Лирика». В 1991 г. В. Гилев был принят в Союз писателей России.
Поэт и детстве, и во взрослой жизни жил в основном в сельской местности, да и в качестве сотрудника и редактора районных газет (только с февраля 1993 г. он стал собственным корреспондентом областной «Субботней газеты») занимался в первую очередь сельской тематикой. Поэтому вполне естественно, что именно этой тематикой пронизано его творчество. Малая родина для Гилева – это деревня, село. Как раз сельская жизнь, быт и природа в разных своих проявлениях запечатлелись в его стихах. Если он пишет о человеке, то это в первую голову селянин, будь то близкий родственник или какой-то обобщенный образ, на создание которого, впрочем, повлияли вполне конкретные люди из знакомых сельчан.
Я не писал пока стихов о городе –
Все просится на лист деревня-мать.
Деревня и ее жители предстают под пером поэта в каждодневных трудах и заботах, в моменты буден и праздников
Выйдет Сенька,
Выгнув челку,
Кепку сбросит сгоряча,
И баян заходит чертом
От плеча и до плеча.
Опять же через судьбы сельских уроженцев возникает тема войны в таких стихах, как «Годы» и «Победный май», он она отразилась опосредованно, без описания боев, отозвалась эхом, отзвуком грозных лет, оставаясь незаживающей раной и незатухающей памятью народа. Едва ли не единственная поэма Гилева «Пустошка»,посвященная послевоенной зауральской деревне, воспринимается как историческая.
Привлекли поэта, особенно в ранний период творчества, и фольклорные мотивы. Он видел в фольклоре источник вдохновения и высокий образец для собственной лирики. В одном из стихотворений поэт объявил себя наследником древних гусляров. Впрочем, в другом варианте стихотворения «Гусляры» эстафета древних певцов и сказителей передана уже всем соотечественникам.
У князей не клянчили даров,
Песню выше милостей не ставили.
Не допели песню
Гусляры,
Нам они допеть ее оставили.
Фольклорная основа чувствуется и в стихотворении «Детство». Вообще же для стихов Гилева характерно постоянное обращение к корням, к годам детства и взросления в кругу родной семьи, в обстановке малой родины и среди родной природы. Испытывая к той невозвратной поре особую привязанность, поэт там ищет силы и поддержку для взрослой жизни.
Некоторые стихи Гилева, воспроизводя картинки сельского быта, складываются в поэтическую этнографию. Простые, казалось бы, бытовые зарисовки превратились со временем в исторические картины, в которых получил отражение уклад народной жизни ушедшей советской эпохи.
И потечет беседа за столом
О настоящем,
Будущем,
Былом.
О том, что два костюма брату сшили,
Что урожаи нынче вновь большие,
А Прошкиным колхоз
Построил дом.
С годами в поэзии Гилева проявились настроение и мысль о быстротечности человеческой жизни. Наряду с этим в его стихотворения проникла тревога и боль за будущее родных селений. Ведь он воочию наблюдал, как они приходили в упадок и даже исчезали.
Плодотворная творческая, журналистская и поэтическая, деятельность Гилева совпала также с переломным периодом нашей истории – годами перестройки и ее краха, означавшего обвал Советского Союза. В условиях уже новой России возрождение страны и подъем села Гилев связывал с фермерством, агитируя за него своим журналистским пером. Кто знает, не пришлось бы ему, проживи он дольше, под влиянием суровой реальности расстаться с этими надеждами как своими иллюзиями? Однако жизнь поэта внезапно оборвалась 4 января 1995 г.
Творчество В. К. Гилева остается дорого нам своей преданностью малой родине, неразрывной связью с землей предков.
О родина!
Шиповник алый,
Большак,
Знакомый наизусть.
Иду
И вновь за перевалом
Встает она –
Родная Русь.
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Меню
Кунгурцева Надежда Петровна
- Автор: admin
- Категория: Краеведение / Варгаши литературные
- Дата: 12 декабря 2014
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка