Реабилитирован посмертно
Раздел: Краеведение / История района
На фото 1928 года две семьи из Носково: слева Иван Егорович Менщиков с женой Мотей и сыновьями Сашей и Толей. Справа Евгений Максимович Шабуров с женой Анной Егоровной и детьми Шурой, Сергеем и Лидой.
На ярких страницах истории моей великой любимой страны есть чёрный отпечаток периода тоталитаризма, многочисленных репрессий, которые вершились внесудебными органами в нарушение Конституции, присваивая невинным людям клеймо «врага народа». Эти события коснулись и наших земляков.
Евгений Максимович Шабуров родился в 1896 году в Курганской области Мокроусовского района, селе Носково в семье Максима Павловича и Евгении Ивановны Шабуровых. Спустя годы, он познакомился с Анной Петровной Меньшиковой 1900 года рождения. Они полюбили друг друга и соединили свои сердца, сыграв первую в области комсомольскую свадьбу, о которой писали в областной газете.
В 1923 году в семье родилась дочь Александра, 1925 году появился на свет Сергей, в 1927 году родилась Лида, в 1929 году – Надя, в 1930 – Люся, в 1932 году - Володя.
Анна Егоровна работала разнорабочей: дояркой, птичницей. Евгений Максимович работал помощником бухгалтера райпотребсоюза. Он был активистом, передовым человеком в деревне, первым создателем колхоза в Носково и назвал его «Страна Советов». Евгений Максимович возлагал большие надежды на власть, веря в правду большевиков, он ни на минуту не сомневался в том, что дети его будут жить счастливо, но это счастье было омрачено.
Трудный двадцатый век принёс России много горя и унижений, жестокости и страданий, море крови, океаны людских слёз. Репрессии коснулись многих, многим одним росчерком пера подписывали смертельный приговор, ссылаясь на доносы, необоснованные обвинения. Органы ОГПУ упорно искали в городах и деревнях «антисоветские элементы» и ими зачастую оказывались председатели колхозов, бухгалтера, счетоводы, в числе их оказался и Евгений Максимович.
В начале 1932 года Евгения Максимовича, как коммуниста, направили работать в райцентр помощником бухгалтера. Вся его большая семья: пятеро детей и жена Анна Петровна, в то время она ждала шестого ребёнка, переехала из родного села в Мокроусово. Евгений считал: раз партия нуждается в нём, как в специалисте, то он не посрамит её перед людьми. В ночь на 5 декабря 1932 года, когда все дети спали, а он, уставший от хозяйственных забот, прилёг рядом с ними, в дом требовательно и громко постучали. В душе что-то встрепенулось, в первую минуту он подумал о жене, которая лежала в больнице с новорождённым сынишкой. Но в дом вошли трое, и при одном их виде Евгений понял, что ничего хорошего от этого ночного визита ждать не нужно. В доме всё перерыли, но кроме его блокнотика со стихами собственного сочинения, ничего не нашли. В эту ночь Евгений Максимович был арестован, как «враг народа».
4 марта 1933 года коллегией ОГПУ Евгения Максимовича осудили по статье 58-й п.11(за измену Родине) на долгие десять лет и отправили отбывать наказание в лагеря Пермской области.
Своего маленького сынишку, которому он дал имя Володя, Евгений так никогда и не увидел. Однако вера в то, что его обвинили по ошибке, что должны обязательно разобраться и отпустить к семье, Евгения не покидала. Оттуда, из лагерей, он мысленно был со своей семьёй, разговаривал с ними, хотя все его разговоры оставались только в стихах на листах бумаги, которые он отправлял своей Нюре. Стихи сами ложились на бумагу при одном только воспоминании о семье:
Каждый вечер с тоскою на запад далёкий
Долго, долго гляжу сквозь туманную гладь,
Вспоминаю тебя, милый друг одинокий,
И на сердце ложится немая печаль.
Каждый вечер, любуясь пурпурным закатом,
Вспоминаю былые счастливые дни.
Неужели я их потерял без возврата
И теперь для меня не вернутся они.
Евгений Максимович очень тосковал по детям, любимой жене, и эта тоска не давала покоя, рвала сердце, вновь и вновь заставляя браться за перо:
Помню вечером, поздно вернёшься с работы
Поглядишь, словно улей пчелиный гудит.
Кто поёт, кто танцует, не зная заботы
Кто игрушки и куклы себе мастерит.
Не успеешь раздеться, обступят гурьбою,
Без конца задают за вопросом вопрос:
«Папа, папа давно не видались с тобою,
Папа, что нам купил? Что сегодня принёс?»
Вдали от родных Евгений очень переживал о семье. Часто задавал сам себе вопрос и не находил на него ответа. В мыслях просил прощения у своей жены за то, что ей одной приходится воспитывать и поднимать на ноги шестерых детей, но помочь он ей был не в силах.
И теперь пятый год, как живём мы в разлуке,
Пятый год, милый друг, я тебя не видал,
Не видал светлых дней, сколько вытерпел муки,
Одиночества горя до дна испытал.
Знаю я, ты с детьми там тоже страдаешь,
Прокормить их тебе нелегко, шестерых.
Может быть, и меня иногда упрекаешь,
Что виновником стал я страданий твоих.
Знаю, ночи ты ждёшь с нетерпеньем,
Чтоб немного забыться, уснуть,
Но и ночь не приносит тебе утешения,
Думы горькие давят усталую грудь.
Вместе со стихами писал Евгений своей жене о лагерной жизни, о том, что в сутки им дают по 200 граммов хлеба и стакану воды, что у него отказали ноги и теперь ему приходится плести лапти.
Милый друг, подожди, и над нами
Снова солнышко яркое будет блистать.
Отогреет оно нас своими лучами,
Подожди, милый друг, будем вместе опять.
Но встретиться Евгению Максимовичу и Анне Егоровне больше так и не довелось. 5 августа 1938 года краевым судом Дальневосточного отделения по Бамлагу НКВД он снова был осуждён по статье 58-10 к 10 годам лишения свободы с поражением избирательных прав на пять лет с поглощением приговора от 4 марта 1933 года. После этого приговора Евгений Максимович простился с семьёй уже навсегда. Он знал, что эти годы ему уже не пережить. С 1942 года письма больше приходить не стали. Евгений так и не узнал, что из Мокроусово Нюру вместе с детьми забрал к себе его отец. Зиму они зимовали у него, а затем перебрались в свою избушку. Не узнал Евгений и о том, что Анну Егоровну не принимали в колхоз на работу, как жену врага народа. Через время приняли, но работу давали самую тяжёлую и ту, что подальше от дома, чтобы от зари до темна работала в поле.
В 1939 году, когда стало совсем невмоготу, Нюра уступила бригадиру Иннокентию Ивановичу Меринову, который её долго добивался. Его жена умерла, и у него было своих 7 детей: Александр, 1920 года рождения, (погибнет на войне в августе 1941 года в Брестской области), Антон, Мария, Паша, Люба, Данил, Поликарп. Только тогда ей разрешили работать на ферме, а детям – ей помогать. От этого брака у неё родилось два сына: в 1939 году – Юрий, в 1943 году Борис.
В 1943 году семья проводила на фронт старшую дочь Шуру на Дальний Восток, следом за ней – семнадцатилетнего Сергея. Дети никогда не забывали своего отца. Его стихи, которые он прислал из лагеря, они перечитывали вновь и вновь. Они давали силы, поддержку, веру в то, что он к ним всё равно вернётся и все заживут счастливо. Его стихи заставляли ждать.
Милые детки, не падайте духом,
Смело и бодро шагайте вперёд.
Бодрыми будьте и сильными волей,
Воля упорная всё перетрёт.
Верьте, не вечно же будет ненастье,
Верьте, настанут и ясные дни.
Снова вернётся былое к нам счастье,
Будем же ждать, дорогие мои.
И они ждали долгие годы, сначала его, а потом хоть весточку о нём: когда умер, где похоронен? Только в 1994 году, когда стали доступны все архивы, дети узнали судьбу своего отца. Им сообщили, что Шабуров Евгений Максимович умер 10 июня 1942 года в учреждении АМ-244 города Соликамска Пермской области. Похоронен на кладбище посёлка Берёзовая Красновишерского района Пермской области. Точное место захоронения установить невозможно за давностью лет.
В 1958 году Евгений Максимович посмертно был полностью реабилитирован.
Ни в чём не виновным оказался и родной брат Евгения, которого в 1938 году арестовали и расстреляли сразу. У него остались сиротами четверо детей. Дети Евгения Максимовича стали считаться пострадавшими от политических репрессий, но в живых на данный момент осталась только Люся, 1930 года рождения.
Давно нет героев моего рассказа, но память о них всегда будет жить в сердцах потомков, и они будут перечитывать и бережно хранить эти стихи – плач невинной души. И никогда не поймут и не примут оправдания тем репрессиям – ведь нет ничего ценнее человеческой жизни.
Л. Шумкова, с. Барашково, июль 2015 года
Материал предоставлен внучкой Евгения Максимовича, дочерью Сергея Евгеньевича Надеждой Сергеевной Шабуровой (Кириловой), проживающей в городе Сочи
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка