РЕКРУТА - РЕКРУТИКИ
Раздел: Краеведение / История района
Только благодаря людям неравнодушным, деятельным, увлеченным кладовые народной культуры и искусства не оскудевают. Даже создается возможность эти кладовые пополнять новыми находками и приобретениями. Зоркий взгляд и цепкий слух наряду с тонким чувством прекрасного, которыми одаряются такие личности, улавливают и распознают драгоценные крупицы и целые россыпи народного творчества. Они спешат зафиксировать их и этим самым спасти от забвения. Ведь с неизбежностью наступает момент, когда с ходом необратимого времени и со сменой поколений уже невозможно будет что-либо доподлинно узнать из уст ушедших очевидцев о «преданьях милой старины» и «делах давно минувших дней». Упустишь время - и не станет возможности записать великолепную прибаутку, замысловатую скороговорку, заковыристую загадку, интереснейшие были или забавную сказку. И тогда невосполнимый урон наносится родной культуре!
Но в нашем крае живут и (дай Бог!) не переводятся собиратели-подвижники, которые подобно пчелам, берущим сладкий взяток у растений, извлекают особые взятки из толщи народной самобытной культуры. Безусловно, к полку подобных замечательных собирателей-подвижников относится Спиридон Харитонович Рыбин, живший в селе Крутиха в 1904 - 1986 годах. Про собрания частушек, записанных в особую тетрадь, что некогда распевались в его родном селе Крутихе, я, как нередко водится, прознал почти случайно. Произошло это в селе Просеково Варгашинского района. О тетради поведала Надежда Bладимировна Яковлева, педагог-историк школы. Она любезно показала, поскольку тетрадь с частушками хранится у нее, позволила скопировать, сознавая: содержимое тетради негоже держать под спудом. Частушки, сотворенные фантазией и талантом прежних поколений, достойны, чтобы с ними познакомились здравствующие потомки.
А в том, что частушки действительно создавались в уже достаточно далекие от нас времена, можно убедиться из предисловия, предпосланного самим собирателем. Там отмечается: «Эти частушки я начал записывать в 1930 году, работая счетоводом коммуны «Батрак» в родном селе Крутиха». Предпринятая еще до войны попытка переслать собранные частушки в комсомольскую газету «Сталинская смена» (г. Челябинск) с целью публикации, к сожалению, не увенчалась успехом. Бандероль так и не попала по назначению, оказавшись совершенно в иных руках. Лишь в послевоенное время бывший фронтовик, инвалид, вернувшийся к мирному труду учителя, смог восстановить собрание утраченных было частушек: где по памяти, где по сохранившимся черновым записям и просто благодаря еще живым исполнителям.
«КРУТИХИНСКИЕ ЧАСТУШКИ»
Именно такое заглавие присвоил Спиридон Харитонович своему собранию. Однако стоит, наверное, отметить известную условность подобного именования. Из-за необычайной подвижности этого жанра народного творчества очень трудно, а нередко даже вряд ли вообще возможно выяснить досконально точное время и вполне определенное место рождения, создания тех или иных частушек. Зародившись в каком-нибудь селении, частушка словно вырывалась в вольное странствие за пределы невеликой округи - «малой родины» и распространялась вширь. Так происходил вполне естественный взаимный обмен, в ходе которого текст частушек претерпевал изменения, возникали их вариации. Знакомство со сборниками частушек, составленными известными зауральскими фольклористами Валентиной Павловной Федоровой, Верой Николаевной Бекетовой, обнаруживает сходство опубликованных в них отдельных частушек с частушками из рыбинского собрания. Иногда это сходство почти дословное, более или менее значительное, а порой довольно отдаленное. Вот лишь один наглядный пример. В своей тетради Спиридон Харитонович записал частушку:
Я на Каречке катался,
Каречко не бегает.
Восемь раз вокруг объехал -
Милка все обедает.
В сборнике «Любит, не любит: частушки Зауралья» обнаруживается своеобразный вариант, конкретное место записи которого не указывается:
Хороша была лошадка,
Хорошо и бегала.
Восемнадцать раз проехал -
Милка все обедала.
Наконец, в сборнике «Пойте, девушки, припевки. Частушки Шадринского края» отыскивается вариант, еще более близкий по сходству с крутихинским:
Я на Кареньке катался,
Каренька не бегает.
Восемнадцать раз проехал -
Милка все обедает.
Таким образом, собрание крутихинских частушек вбирает в себя и собственные образы, и привнесенные извне. Последние быстро «обкатывались», приживались и воспринимались вскоре как родные. В свою очередь, «доморощенные» частушки устремлялись на сторону, становились достоянием жителей из других округ. И так повсюду. В конце концов, как частушки ни назови - крутихинскими, шумихинскими и прочими, прочими - все они являются нашим общим достоянием, немеркнущим сокровищем народной поэзии.
«ВО СОЛДАТИКИ УЙДУ...»
В тетради записана целая серия частушек про молодых крестьянских парней, отправляющихся по воле жребия служить в царскую армию. Почти два столетия таких новобранцев, призванных отбывать воинскую повинность, прозывали рекрутами. Проводы рекрутов - это целое действо, в котором принимало участие все селение. Ведь расставание наступало не только с семьей, с подругами, но и с «миром» - сельской общиной, которая наряду с кровными родителями налагала свой явственный отпечаток на воспитание крестьянских детей и становление молодежи. Деревня отдавала молодых работников, бравших в руки вместо сохи или косы винтовку и преображавшихся из землепашцев в солдат. Так проводы рекрутов, выходя за рамки семейных прощаний, обретали общественную значимость. Во вводном очерке Рыбина, повествующем о бытовании частушек в Крутихе, эта самая значимость раскрывается в довольно красочном описании.
«По нашей улице провожали в Ялуторовск рекрутов, а потом в первую мировую войну - мобилизованных. Во всех случаях можно было слышать и песни, и плач, и причитания. В нашем селе были хорошие причитальщицы и певцы. Причитальщицы плакали с причитаниями одинаково: и на свадьбах, при проводах невесты, и на похоронах, и на проводах рекрутов.
Певцы были степеннее. Они шли с рекрутом в первом ряду и пели:
Последний нынешний денечек
Гуляю с вами я, друзья.
Коляска к дому подкатилась,
Готовьте сына своего...
А сзади под гармошку бойко пелась частушка:
Я не сам в солдаты еду,
Меня староста ведет.
Прослужу четыре года,
Моя молодость пройдет.
Повезут меня в солдаты.
Как невесту от ворот.
Запою унылы песенки,
Заплачет весь народ.
На всю деревню длинных рекрутских песен не хватало, поэтому в задних рядах сквозь плач и причитания вливалась веселая и немного грустная частушка девушек:
Нам не дороги веревки,
Дороги канатики.
Нам не дороги ребята,
Дороги солдатики.
В память фронтовика, защитника Отечества, учителя, собирателя и храни-е-ля народной культуры Спиридона Харитоновича Рыбина сегодня мы публикуем подборку частушек.
ЧАСТУШКИ СТАРЫЕ РЕКРУТСКИЕ
Три я года плыл по морю,
Бережочка не видал.
Пил я водку, ел селедку,
По матане тосковал.
Я от призова приехал,
На колени к милке пал:
«Худо, милочка, молилась
Я в солдатики попал».
Меня бреют - не жалеют,
И стригут - не берегут.
Мою отчаянну головушку
В солдаты увезут (отдадут).
Я последний год гуляю,
Я последний веселюсь
Меня на осень забреют
Не забреют, так женюсь.
Рекрута-рекрутики
Ломали в поле прутики.
К огородам ставили,
Поминочки оставили.
Во солдатики уйду,
Хорошая останется,
Напиши, товарищ, мне,
Кому она достанется.
Привыкайте, мои ноженьки,
К солдатским сапогам.
Достаются наши девушки
Ребятам-соплякам.
Во солдатики, ребятушки,
Идти не хочется.
Во солдатушках, ребятушки,
Любить захочется.
ЧАСТУШКИ ВРЕМЕН ПЕРВОЙ МОРОВОЙ ВОЙНЫ
Ну пускай нас не хоронят
Ни отцы, ни матери.
Нас придут и похоронят
В поле неприятели.
Уж ты, мама, моя мама,
Как тебе меня не жаль?!
Посадила на машину
И сказала: «Поезжай».
На машину я садился
Все на солнышко глядел.
С отцом, с матерью простился,
А с матаней не успел.
Отходил я по подгорью
Отсидел я в камыше,
Отлюбил я ту девчоночку,
Котора по душе.
Что мне думать и тужить,
Который умер и лежит?
Хоть о том погоревать,
Который едет воевать.!
Сердце – камень, кровь не канет,
Хоть разрежь, не побежит.
Седни боле вечна память –
Во сырой земле лежит.
Зарастай, дорожка, лесом,
Зарастай, широкая!
Забывай меня худого,
Наживай хорошего.
Жалко каречка косматого
В машину запрягать.
Жапко болю чернобрового
В солдаты отдавать.
Болечка, попой, попой,
Я поплачу над тобой.
Ведь мое сердечко чует,
Что расстанемся с тобой.
Раньше спал я на кровати,
У матани на руке,
А теперь сижу в окопах
И винтовочка в руке.
Я сидела под окном,
Хлебала кашу с толокном.
Мне сказали: «Болю взяли!»
Я по каше кулаком.
Не от радости гуляем,
Не от веселья водку пьем.
Мы от горюшка гуляем,
От кручинушки поем!
Публикация: Тобол: литературно-публицистический альманах. – 2002. - № 1 (9). – С. 158 – 161.
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка