МУЗА В РАБОЧЕЙ СПЕЦОВКЕ
Раздел: Краеведение / Варгаши литературные
МУЗА В РАБОЧЕЙ СПЕЦОВКЕ
К 45-летию выхода сборника Л. Х. Андреевой «Полдень»
Я тихая, мне мама говорит,
Что родилась я в тихую погоду
На поле, возле дремлющих ракит,
Когда катилось солнышко к заходу.
Как будто знала, что идет война,
Что мать моя хлебнет со мною лиха,
Что Родине теперь не до меня,
Я тихая и родилась без крика.
Именно этими стихотворными строчками открывается поэтический сборник «Полдень» зауральской поэтессы Любови Андреевой. Местом своего рождения она связана с нашим районом. Тема малой родины и Зауралья занимает в ее творчестве большое место. Настоящая публикация посвящается 45-летию выхода из печати сборника «Полдень». Давайте на его примере поближе познакомимся с творчеством Андреевой и попутно, разумеется, коснемся ее биографии.
Любовь Харитоновна Андреева родилась 29 апреля 1942 г. в селе Заложном тогда еще Мостовского района, теперь это небольшая деревня Варгашинского района. Родители ее, Марина Игнатьевна и Харитон Иванович, были крестьяне-колхозники. Увы, своего отца Любови Андреевой так и не довелось увидеть никогда. Его призвали в том же 1942 г., и он ушел на фронт. Неизвестно, случилось ли это еще до рождения дочери либо после. Если даже он успел взять на руки новорожденную дочь, то, конечно, сама она в грудном возрасте не могла запомнить отца. А в июле 1943 г. он погиб в бою.
Заботы о пропитании и воспитании дочери легли на плечи матери. Но не только на нее. Ведь матери приходилось в войну каждый день трудиться в колхозе. Кто же приглядывал за младенцем, если в доме больше не было взрослых? Ответ находится в том же стихотворении:
Меня моя деревня берегла,
Когда на пашню мама уходила.
Она меня кормила чем могла,
И без отца, без бабушки растила.
Чужие бабки из чужих дворов,
Они навеки стали мне родными.
Поили молоком своих коров,
Отхаживали травами лесными.
Спустя несколько лет после окончания войны наступила пора школьной учебы. Начальную школу Любовь Андреева закончила в родном Заложном, а потом уже училась в средней школе в селе Мостовском (оно же до 1958 г. Марайское). В отсутствие транспорта (о школьных автобусах тогда еще даже и не мечтали) приходилось каждый день преодолевать по шесть километров туда и обратно. Зато учиться было интересно. Особенно полюбились уроки литературы и русского языка. Надо полагать, большая заслуга в этом у учителей-словесников Мостовской школы. Ведь в это же время в стенах этой школы учились также Лидия Дедова и Виктор Гилев, для которых поэзия стала призванием. Не случайно этот факт вызвал удивление, например, у журналиста и критика Валерия Портнягина: «И у меня есть подозрение, - заявил он, - что это место – сильнейшая поэтическая аномалия». Думается, как раз задаткам и росткам таланта помогли раскрыться и развиться именно уроки у замечательных сельских учителей, любовь к чтению с малых лет.
В 1960 г. выпускница Мостовской средней школы уезжает в г. Курган. Здесь состоялось ее вступление в большую жизнь, началась трудовая биография. Да, дальнейшую учебу пришлось пока отложить и взяться за освоение рабочих профессий. Любовь Андреева трудится на стройках города в качестве каменщика и бетонщика. Тогда Курган быстро менял свой облик, из деревянного в основном он становился каменным, шло возведение многоэтажных домов. В это преображение города внесла свою лепту и молодая Любовь Андреева.
Но тяга к поэтическому слову, проявившаяся еще на школьной скамье, не давала покоя. Строчки зарождались, складывались, менялись и потом становились стихами. Поэтическое творчество шло бок о бок с работой на стройке. К тому же желание продолжить образование привело Любовь Андрееву в 1963 г. в Курганский пединститут, где она училась на заочном отделении. Кстати, в то время в институт поступила другая выпускница Мостовской школы – Лидия Дедова, которая была немного моложе Андреевой и также еще в школе начала сочинять первые стихи.
Безусловно, приятным событием в жизни начинающей поэтессы стали самые первые публикации стихов. Они появились весной 1964 г. в областных газетах «Молодой ленинец» и «Советское Зауралье». Последняя, кроме стихов, поместила еще фото Андреевой, читающей свои стихи по рукописной записи в тетради.
В 1966 г. она поступила в Литературный институт им. Горького в Москве. При этом она продолжала работать в Кургане, поэтому учеба велась заочно.
За период обучения в Литинституте с 1966 по 1972 годы в биографии Любови Андреевой произошли важные события. 1968-й год подарил ей первый небольшой сборник стихов. Он даже не имел названия. Вернее, название имелось – «Подснежник», но оно было общим для десяти небольших сборников, объединенных в поэтическую кассету. Их авторы – молодые поэты Южного Урала и Зауралья, которые зачастую творчество совмещали с работой или учебой.
В 1969 г. Андреева участвовала в V Всесоюзном совещании молодых писателей в Москве, организаторами которого являлись ЦК ВЛКСМ и Союз писателей СССР. На этом совещании ее стихи получили высокую оценку известных советских поэтов. Как результат – выход в 1970 г. отдельного поэтического сборника «Стриженое лето». А затем в октябре 1971 г. состоялся прием Андреевой в Союз писателей, она стала членом Курганского отделения Союза. На момент приема ей было всего 29 лет от роду, что тогда для Союза писателей являлось довольно редким случаем, поскольку обычно принимали в его ряды людей возрастом гораздо старше.
Если в 1960-е годы Андреева творчество совмещала с работой на производстве, в строительных организациях Кургана, то в 1970-е и позже совмещение происходит уже с журналистикой. В разное время ей довелось быть литературным сотрудником газеты «Авангард» Курганского автобусного завода, редактором радиовещания завода «Курганхиммаш», потом арматурного завода. С 1991 г. она работала редактором газеты «Маяк» этого же арматурного завода. Нужно отметить, что Андреевой вплоть до выхода на пенсию приходилось работать сначала на стройке, потом заниматься журналистикой, зарабатывая на жизнь. На поэтическое творчество отводилось лишь свободное от добывания средств к существованию время. Такова была участь провинциального литератора, писателя и поэта. Один литературный труд не мог и не может прокормить творческого человека как в прошлом, так и теперь.
В 1976 г. увидел свет сборник стихов «Полдень» в Южно-Уральском книжном издательстве (Челябинск). Он стал последним поэтическим сборником Андреевой, вышедшим в советское время. Затем наступил затяжной перерыв, отмеченный разве что публикациями в периодике и коллективных сборниках (антологиях). Только начало нового столетия обернулось благоприятными переменами. Из печати в местных издательствах вышли сборники «Наедине с рекой» (2003), «Птицы летящие» (2009) и «Дали бытия» (2018).
Обычно в каждый свой последующий сборник автор стремится включить больше новых стихов, но не обходится и без включения стихов из предыдущих сборников. Вот и Любовь Андреева поступила подобным образом: в сборнике «Полдень» наряду с новыми стихами встречаются и несколько стихов из сборника 1970 г. «Стриженое лето». Видимо, поэтесса ими особенно дорожила, сочтя необходимым включить их в сборник 1976 г.
В лирике «Полдня» можно выделить три ведущие, основные темы: тему созидательного труда, тему любовную и тему малой родины. Конечно, эта группировка в известной мере условная, так как нельзя все многообразие поэтических образов даже из небольшого сборника уложить в строгие рамки трех тем.
Большой взрослый мир вчерашняя школьница начала познавать в рабочем коллективе на стройках Кургана. А строительство в 1960-е годы велось поистине масштабное. Строились новые жилые дома и заводские корпуса, школы, дома культуры, детсады и прочее. Вот в этом рабочем окружении муза юной поэтессы также надела рабочую спецовку и росла вместе с автором по мере обретения рабочего опыта. Сам автор порой еще находится в сомнении: стоит ли стремиться стать профессиональным поэтом или только ограничится любительским уровнем, совмещая стихотворчество с работой на стройке или заводе?
Осознавая, что мастерство как в строительстве дома, так и в поэтическом творчестве приходит с опытом и упорным трудом, автор уподобляет себя в процессе создания стихотворения каменщику. Различие состоит лишь в строительном материале: если поэт использует слово, то каменщик кирпич.
Я не поэт, я – каменщик в поэзии.
На ощупь слово каждое беру.
Я в дактилях и в ямбах, как в профессии,
Стираю пот и стыну на ветру.
И на этом пути случаются не только удачи, к этому следует быть готовым. Тогда надо постараться исправить промах:
Когда строка неровно ляжет в кладке,
Мне по привычке Александр Кузьмич
Напоминает:
- Все у нас в порядке,
Ты только здесь переклади кирпич.
Подытоживая свою рабочую биографию в начале 1970-х гг., когда стройки сменила журналистика в редакции заводской газеты и на заводском радио, Андреева с благодарностью вспомнила своих напарниц и наставниц.
Я строила панельные дома,
Фасад с трехместной люльки расшивала.
По городу метелила зима –
Такой зимы давненько не бывало.
И нашу люльку пятитонный кран,
Страхуя от беды, держал на стропах.
Со мною вместе строили Курган
Напарницы мои в монтажных робах.
Если трудовая, рабочая тема в сборнике «Полдень» насыщена мажорным настроением, звучит жизнеутверждающе и оптимистично, то, напротив, в любовной лирике Андреевой преобладает минорное настроение. Да, так уж выходит, что не все в отношениях любящих людей складывается гармонично, эти отношения полны не только переживанием радостных мгновений. Поэтому и возникают в стихах печальные мотивы разлуки, размолвки и расставания.
Жизнь в городе, учеба и работа в Кургане не заглушают и не ослабляют зов малой родины в душе Андреевой. Очевидно, поэтому во второй половине сборника «Полдень» преобладающей стала как раз эта тема малой родины – зауральской деревни. Молодая девушка, приехавшая устраивать свою судьбу в городе, однако, вовсе не стремится оборвать навсегда связи с деревней. И не только в силу кровного родства с проживавшими в ней родственниками (в первую очередь матери, а также брата), но и в силу духовного родства с селянами-тружениками, вследствие притяжения к прекрасной земле предков, к месту детства и отрочества.
Оценивая еще ранний период творчества поэтессы, курганский литературовед Михаил Янко отметил в начале 1970-х годов: «Стихи Л. Андреевой посвящены русской деревне и, прежде всего, родной зауральской природе, близкой и знакомой с детских лет. В коротких зарисовках встают живые картины и раннего деревенского утра, и сенокосной поры с копнами запашистого сена, и летнего вечера со стрекотом кузнечиков и комариным гудом».
Воспоминание о родительском доме согревает душу поэтессы, она живет предчувствием возвращения в него и свидания с близкими. В воспоминании чувствуется читателям доверительная интонация, в словах передается легкая грустинка:
Как минуешь продрогшую мельницу,
То на правой руке, на краю,
Если встретишь амбар и поленницу,
Значит, встретил усадьбу мою.
Не прикрытый глухими ставнями,
Весь как есть, к соседу лицом,
Пятистенный, пропахший геранями,
Основался родительский дом.
Смотрит мама с надеждой доверчивой
Из окна на развилку дорог:
Уж не утром, так, может быть, вечером
Дочь приедет домой на денек.
И вот этот радостный день наконец-то наступил. Он полон переживанием счастья. А само чувство счастья возникает, рождается, казалось бы, от простых событий, но эти события совершаются в родном доме, в них участвуют родные люди. И сколько радостных мгновений можно испытать в окрестных местах, если отправиться туда вдвоем с матерью.
Спит котенок у черного ящика,
Завернувшись в оранжевый мех.
А на ящике томик Гашека
Брат читает и стонет сквозь смех.
Во дворе раскудахталась курица,
Остальные сбегаются к ней.
Я в деревне, на тихой улице,
Проживу дома несколько дней.
Однако как ни приятно пребывание в родном гнезде, но возвращение вновь в большую взрослую жизнь города неизбежно. Зато свидание с малой родиной вдохнуло в поэтессу новые силы, которых хватало и на физический труд, и на творческий.
Вот и подходит прощание,
Я говорю:
- До свидания
И выхожу из садика
В мир кирпича и стекла.
Только уже не раствором –
Руки мои пахнут бором,
Словно я в шумный город
Только что с поля пришла.
Завершая этими строчками знакомство с поэтическим сборником «Полдень» нашей уроженки Любови Андреевой, надеемся, что желающие еще ближе узнать творчество поэтессы обратятся в библиотеки.
Николай Толстых
Публикация: Варгашинские вести. – 2021. – 22 апр. и 6 мая.
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Календарь
« Октябрь 2024 » | ||||||
---|---|---|---|---|---|---|
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 |
14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 |
21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
28 | 29 | 30 | 31 |
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка