lorem
МКУ "ЦБ Варгашинского МО" » Краеведение » Знаменитые люди Варгашинского района » ОТ КОНЮХА ДО ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА
  • Нравится
  • 0

ОТ КОНЮХА ДО ГЛАВНОГО ИНЖЕНЕРА

Раздел: Краеведение / Знаменитые люди Варгашинского района

Могло ли так случиться, что Алексей Владимирович Явровский, чья жизнь неразрывно связана с совхозом в Пичугино от его первых лет вплоть до 1970 г., никогда бы вообще не ступил на землю Зауралья и на совхозную землю в том числе? Ответ утвердительный: да, мог бы  не ступить и не появиться. Если бы… что? Если бы не событие мирового значения, а именно первая мировая война.

            Дело в том, что Явровский родился за тысячи верст от Пичугино в самой западной части Российской империи. На момент его появления на свет 24 января 1905 г. посад Савин (Савино) входил в состав Холмского уезда Люблинской губернии Царства Польского. Но прошло несколько лет, и в 1912 г. была образована Холмская губерния с выделением ее из состава Царства Польского. Находившийся недалеко от города Холм посад Савин, естественно, отошел в Холмскую губернию. Неизвестно, сохранился ли он до настоящего времени, но вот бывший г. Холм сейчас в Польше известен как Хелм и располагается в 25 км от границы с Украиной.

            При образовании Холмской губернии царское правительство стремилось к тому, чтобы в ней численное большинство оказалось за населением православного вероисповедания – малороссами  (украинцами) и русскими. Однако наряду с православными в губернии проживало еще немало представителей других религий: католики (поляки), иудеи (евреи), протестанты (немцы).

            Семья Явровских была православной. Более того, глава семьи являлся священником. Так бы и служил он в местном приходе, если бы не разразилась мировая бойня, которая породила огромное число беженцев. Одна из мощных волн занесла семью Явровских за Урал. Здесь, видимо, в 1915 г. священника Владимира Явровского определили в приход  церкви села Падеринского Курганского уезда. Но на новом месте в далеком Зауралье ему жить оставалось недолго.

            В ту эпоху дети взрослели быстрее, чем теперь, и лишившийся отца Алексей Явровский не стал исключением. Его взросление пришлось на время огромных исторических сдвигов и испытаний – революций и гражданской войны. И время это не могло не оставить отпечаток на его биографии и судьбе.

            В смысле общего образования юный Алексей за своими плечами имел начальную сельскую школу. Скорее всего, первые азы грамоты он получил от родителей, успел походить в школу еще в посаде Савин, а закончил обучение уже в Падеринском сельском училище. В дальнейшем ему пришлось учиться очно и заочно, но это образование носило профессиональный и партийно-политический характер.

            В мирное дореволюционное время сын священника, отучившись в учебных заведениях для детей духовенства (духовных училищах и семинариях) необязательно бы пошел по пути отца. Образовательный уровень выпускника  семинарии, конечно, был гораздо выше, чем у выпускника сельского училища, и давал больше преимуществ в смысле жизненного устройства. Но в период революционной ломки эти преимущества не действовали. Молодому Алексею Явровскому на родительскую поддержку рассчитывать не приходилось. Однако, создавая трудности и препятствия, новая революционная эпоха в то же время открывала перед ним совершенно другие возможности в устройстве своей личной судьбы. И он использовал эти возможности.

 

Излагая в декабре 1937 г. свою автобиографию, Явровский написал: «Самостоятельно начал работать с 1917 г. в селе Падеринском, занимался сельским хозяйством до 1920 г… В 1920 г. вступил в комсомол…». Пребывание в молодежной коммунистической организации совпало еще с участием в 1921 г в отряде особого назначения, который действовал с целью, как отмечено в той же автобиографии, «ликвидации белобанд в бывших округах Курганском, Ялуторовском, Ишимском». Это имелось в виду вспыхнувшее тогда на обширной территории Зауралья антикоммунистическое восстание.

Где-то в конце 1921 г. Алексей впервые соприкоснулся с совхозом, ставшим в его жизни судьбоносным. Правда, первое знакомство с совхозом оказалось недолгим, а находился он в ту пору под началом военного ведомства и назывался военсовхозом №22 «Соколово» (на месте бывшей заимки купца Соколова). Работал там Алексей простым сельскохозяйственным рабочим, но вскоре, вероятно, захотел стать коммунаром и вступил в коммуну «Процвет», что располагалась на станции, получившей потом более известное и привычное для всех наших жителей название Роза. 

С ликвидацией коммуны «Процвет» в 1924 г. Явровский вернулся в совхоз, перешедший уже в подчинение Курганского окружного земельного управления. Поначалу он по-прежнему был простым сельскохозяйственным рабочим. И поскольку и в единоличных хозяйствах, и в совхозе основной тягловой силой оставались лошади, то и Алексею, конечно, приходилось работать на них и осуществлять уход за ними.

Событие, которому суждено было перевернуть жизнь простого рабочего Явровского и повлиять на нее коренным образом, произошло осенью 1925 г. В совхозе появился первый трактор, а с ним прибыл и инструктор. Сколько было кандидатов на звание первого совхозного тракториста, остается неизвестным, но выбор пал на Алексея. Поглядеть на работу невиданной доселе техники приходил народ из окрестных селений. На тракторе марки «Фордзон» начинающий тракторист осенью 1925 г. вспахал 30 га зяби. Так Алексей с помощью еще малосильного и несовершенного трактора оказался причастным к перевороту в земледелии в масштабах одного пока еще небольшого совхоза.

А число тракторов в совхозе с каждым годом прибывало. Уже опытный тракторист Явровский стал обучать новичков, в том числе молодых девушек. Он душой прикипел к технике, ясно осознавая, что за ней будущее развитие сельского хозяйства. В совхозе образовался целый парк тракторов разных марок, и заведовал им в должности механика, потом старшего механика Явровский. Характеризуя его «хорошим производственником», руководство совхоза в 1937 г. отмечало: «за время его работы в совхозе он подготовил неплохие кадры трактористов. Сам себя все время совершенствует как политически, так и производственно. В 1934 г. награжден значком Сталинского похода за высокий урожай». 

Но было бы неверным представлять, что для Явровского все складывалось очень гладко, и жизнь к нему оборачивалась только приятной стороной. Далеко не так. Вслед за наградой в 1935 г. довелось ему получить и судебный приговор – один год принудительных работ. За что? За несчастный случай с красноармейцем, работавшем на тракторе. Видимо, он занимался ремонтом, его рука попала в шестерню и покалечилась. Как ответственный за технику безопасности Явровский и был привлечен к суду «за необеспечение техники безопасности». Надо полагать, этот случай послужил для него уроком на всю последующую жизнь, и подобных упущений больше не допускалось. А приговор, скорее всего, в исполнение приводился в том же совхозе, именовавшемся тогда Варгашинским семеноводческим совхозом.

Кстати, вопрос о взысканиях в связи с судебным приговором задавался Явровскому в январе 1938 г. на общем собрании коммунистов Варгашинского района. «После суда какие были еще у вас взыскания?» - спросили его. Он ответил: «До и после суда я никаких взысканий не имел». Не только этот, а и другие вопросы задавались на районном партийном собрании по поводу приема Явровского в партию. Собственно, он еще в 1931 г. был принят кандидатом в члены ВКП (б). Это кандидатский стаж по сроку явно растянулся, причем Явровский благополучно проходил за это время партийные чистки и проверку при обмене партдокументов. Репрессии его не затронули, хотя и место рождения, и социальное происхождение в ту пору таили такую опасность. 

Вот лишь некоторые вопросы, которые задавались кандидату Явровскому, и его ответы на них на районном партсобрании в Варгашах:

- Родственники за границей есть?

- Не знаю, потому что с родины уехал маленьким.

- По какому вопросу во время обмена партдокументов Вас вызывали в обком?

- По вопросу соцпроисхождения и по вопросу родственников за границей.

Прекрасно сознавая свою уязвимость из-за отца священника, пусть и давно умершего, Явровский для устранения кривотолков и подозрений объяснил в автобиографии и на собрании про свою мать и отношения с ней. Она, выйдя повторно замуж за кузнеца Мезенцева, проживала в Кургане и работала там «инструментальщиком в гараже 6-го строительного участка». При поездках в Курган сын иногда ночевал у матери.

В конце концов возобладал здравый подход и понимание того, что социальное происхождение не должно служить непреодолимым препятствием для приема и неоспоримым аргументом против приема в партию. Принимать во внимание следовало, прежде всего, личность кандидата и его деятельность. И вот тут главную роль сыграли  положительные характеристики и рекомендации от партийцев, причем далеко не рядовых по своим должностям. Рекомендаций набралось целых шесть, хотя ровно столько даже не требовалось. В качестве примера приведем слова из рекомендации М. И. Мазырина, знавшего Явровского с 1935 г. по работе в совхозе. Подчеркнув, что тот «пользуется большим авторитетом и уважением среди рабочих совхоза», Мазырин далее отметил: «Он является образцом советского специалиста в сельском хозяйстве, тракторный парк семсовхоза благодаря его заботе и честного отношения к своим обязанностям работает без перебоев. Ежегодно семсовхоз выходит первым по посевным и уборочным, и трактора совхоза по окончании своих работ в совхозе выезжают на помощь колхозам».

Кроме того выясняется, что Явровский повышает свое политическое развитие и образование, обучаясь в Институте массового заочного обучения партийного актива при ЦК ВКП (б) «на хорошо и отлично, является одним из примерных заочников Варгашинского района». В итоге районное партийное собрание постановило перевести кандидата Явровского «в действительные члены ВКП (б) по второй категории как инженерно-технического работника». 

К 1938 г. Явровский давно являлся семейным человеком. У него с женой Евдокией Герасимовной родилось пятеро детей – четыре дочери и сын. Две старшие дочери-близнецы Тамара и Клара учились в Варгашинской школе, а младшие дети Валентина, Людмила и Анатолий жили с родителями в совхозе, в котором находилась только начальная школа.

В период Великой Отечественной войны Алексей Явровский как фронтовой шофер доставлял на передовую снаряды и спасал раненых. По возвращении с фронта вернулся к мирной жизни в родной совхоз. Повышению квалификации содействовали прошедшие им годичные курсы переподготовки старших механиков совхозов по специальности механик-практик в Челябинском институте механизации и электрификации сельского хозяйства.

В 1950 г. совхозная Книга Почета открылась первой записью именно про Явровского: «Старший механик, добившийся бесперебойной работы машинно-тракторного парка, ежегодно перевыполняющего плановые задания. В 1950 г. выработано на 15-сильный трактор 482 га вместо плана 450 га».  

В 1950-е гг. в связи с переводом из старших механиков на должность главного инженера обязанности и ответственность Явровского повысились. Забот прибавилось еще и вследствие укрупнения совхоза за счет включения в него окрестных деревень. Благодаря инициативе Явровского на новой должности в совхозе досрочно осуществилась электрификация жилья и производственных объектов. Рабочие сами вырыли ямы под столбы для ускорения их установки и подключения к высоковольтной линии, прошедшей недалеко от совхоза.  

Особый отрезок жизни Явровского был связан с избранием его коммунистами совхоза своим лидером. До этого он постоянно являлся членом парткома и даже заместителем секретаря парткома. И вот с июля 1962 г. по октябрь 1964 г. он возглавлял первичную партийную организацию совхоза. Судя по всему, этих двух лет ему вполне хватило, чтобы понять самому и убедить своих товарищей, что должность парторга с упором на чисто партийную деятельность – это не его стезя. Его же больше всего тянуло к технике, к непосредственной организаторской работе на производстве. Это была всецело его стихия.

С конца 1964 г. он вновь главный инженер. Вновь с головой уходит в хлопотную, но такую любимую производственную работу, с заботой о повышении производительности техники, об урожайности полей и внедрении передового опыта. Здесь уместно привести выдержку из статьи Л. М. Вычугжаниной «Страницы жизни», вышедшей в районной газете «Маяк» в 1985 г. и посвященной герою настоящей публикации.

 «Явровский как специалист не боялся проявить самостоятельность, взять на себя ответственность, не ждал подсказки. На него можно было полностью положиться. Умел маневрировать техникой, предвидеть весь ход работ.

Особенно любил Алексей Владимирович время уборки. В это время ярко проявлялся его талант организатора, инженера. Еще раз проверялось состояние техники, она настраивалась на уборку низкорослых или полегших хлебов. В дни страды проводил время в поле у агрегатов или в мастерской. Поломки техники устранялись быстро, оперативно. Явровский говорил, что именно в напряженные дни страды и проверяется настоящий механизатор.

Строгость, требовательность уживалась в этом человеке с заботой о людях. За нерадивость наказывал, где нужно – защищал. Если видел, что старательный механизатор мало зарабатывает, несмотря на всю его добросовестность, шел к экономисту, директору и разбирался в расценках».   

О руководящем стиле главного инженера, его обращении с рабочими совхоза, механизаторами свидетельствовал в своих воспоминаниях бывший директор совхоза Г. А. Шиктарёв, чей отец входил в число первых после Явровского совхозных трактористов. «На утренних разнарядках в проходной МТМ (машинно-тракторной мастерской – Н. Т.) Алексей Владимирович спрашивал, кто как работал, как вела себя машина и трактор… Не дай бог кто-то провинился, выскажется коротко и ясно, так что или все захохочут, или присмиреют, но виновный, наверное, бы провалился сквозь землю. Над старшими он этого не позволял; если делал замечание, то мягче, не оскорблял его достоинство, поэтому молодежь и прислушивалась и уважала старших». 

Работа ради общественного благосостояния являлась смыслом жизни для Явровского, она находилась всегда на первом месте и в преимуществе даже перед делами домашними и семейными. «Тот не работник, кто только о своей корове и думает». Таково было его жизненное убеждение.

Заслуги Явровского отмечались разными благодарностями, грамотами, награждениями. В признание этих заслуг ему в 1966 г. был вручен орден Трудового Красного Знамени, а в 1967 г. решением исполкома Пичугинского сельского совета ему было присвоено звание «Почетный гражданин села Пичугино».

Не стало Алексея Владимировича 19 марта 1970 г., когда ему только что пошел 66-ой год. На последнем прощании с первым трактористом, старшим механиком, главным инженером совхоза А. В. Явровским прозвучали такие слова: «Преждевременная смерть вырвала от нас лучшего товарища и наставника, прекрасного специалиста…, но он незримо всегда будет среди нас в лице многих прекрасных механизаторов, которых он неустанно воспитывал, передавал им свое мастерство».

Вся взрослая сознательная жизнь Алексея Владимировича Явровского пришлась на советскую эпоху. Эпоха и определила его жизнь и сформировала его личность. Он доказал своим примером, что независимо от социального происхождения человек достоин быть активным участником строительства нового общественного строя. Значительны его вклад и заслуги в становление совхоза и в его достижения на протяжении всей трудовой жизни от чернорабочего, конюха до главного инженера.


Николай Толстых

Публикация: Варгашинские вести. – 2025. – 12 и 19 февр. 

  • Просмотров: 3
  • Дата: Вчера, 14:42
admin
  • МКУ Центральная библиотека Варгашинского района
  • Администраторы

Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Память сердца

Память сердца

Информационные ссылки

Календарь

«    Май 2025    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031 

Обратная связь

По всем вопросам или предложениям пишите:

var-library@mail.ru
или сюда
?

Опрос

Оцените работу движка