ТРАНССИБ В СУДЬБЕ ВАРГАШИНСКОЙ ЗЕМЛИ
Раздел: Краеведение / История района
Потребностями развития капитализма в России был построен Великий сибирский железнодорожный путь (Транссиб). Он, в свою очередь, ускорил капиталистическое развитие Азиатской России за Уралом. Именно строительству Транссиба обязан своим появлением поселок Варгаши. О том же, какое влияние железная дорога оказала на территорию, которая до недавнего времени называлась Варгашинским районом, а теперь округом, идет речь в настоящей публикации. Она является частью исследования, написанного еще почти четверть века назад, и текст ее печатается без замены слова «район» на «округ».
Изучаемый район железнодорожный путь пересек непосредственно, разделив на две неравные части. Находясь в зоне ближайшего действия дороги, район поэтому ощутил на себе быстрее и в наибольшей степени последствия ее возведения. Изменения, привнесенные дорогой, носили глубокий, общеохватный характер и касались всех сторон социально-экономического развития района, не оставив в стороне также культурно-бытовой уклад, сознание населения.
Еще на стыке веков французский исследователь Клод Оланьон, оценивавший значение Сибирской железной дороги для ближайшего будущего Сибири и основываясь на первых годах ее деятельности, отметил, что Сибирь с появлением дороги обзавелась "новейшим экономическим органом" и вступила "в новый фазис своего существования". Суть нового фазиса заключалась в невиданно широких возможностях, открытых дорогой, для развития в Сибири преимущественно аграрного капитализма. Данное развитие осуществлялось вширь и вглубь, чему сибирская магистраль послужила мощным толчком. При этом некоторые историки больше подчеркивали и отражали в своих работах именно развитие аграрного капитализма вширь за счет громадного притока новых переселенцев и увеличения площади распаханных земель. Если для Сибири в целом это справедливо, то относительно исследуемого района следует внести поправку. Дело в том, что колонизационный процесс здесь близился к завершению с последней волной переселения из Европейской России в 40-50-ые годы XIX в. После этой волны каких-либо новых земельных ресурсов для сколько-нибудь серьезного подселения не осталось, поэтому дальнейшее экономическое развитие на территории района осуществляли в период 1861-1917 гг. старожильческое крестьянство, недавние переселенцы и с течением времени, к моменту появления железной дороги, уже потомки переселенцев.
Развитие капитализма с начала XXв. пошло больше вглубь, чем вширь. Оно включало ускоренное разрушение натурально-замкнутого хозяйства и переход на рельсы товарно-денежного, относительно быстрый прогресс техники в различных отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей промышленности, подвижность населения, отток его части из села в город, где оно быстрее отрывалось от земледелия, социальную поляризацию и разложение крестьянства с выделением в нем новых классов. Все эти стороны процесса развития капитализма вглубь нашли свое место и с постройкой железной дороги на территории нашего района.
Для крестьянского населения района, как и для всего сибирского крестьянства, железная дорога открыла и приблизила новые рынки сбыта. До нее "Сибирь долгое время могла снабжать внешние рынки лишь дорогими продуктами, которые были в состоянии вынести высокую проводную плату, как то: золото и меха". Такими экспортными товарами в силу природных, естественных причин население района не обладало. Зато в его руках находились продукты земледелия и скотоводства, которым дорога, удешевив и сократив время перевозки грузов, открыла доступ в Европейскую Россию и особенно за границу, на западноевропейский рынок.
Получив возможность сбывать выращенный хлеб, крестьянство района в то же самое время получило и стимул к дальнейшему увеличению производства товарного хлеба. "Районы, производящие хлеб, уверены в сбыте его, и их продукты поднимаются в цене, крестьяне увеличивают свои посевы". Но не везде можно было действовать экстенсивным путем, расширяя беспредельно площади пахотных земель. В изучаемом районе такая возможность была весьма ограничена. Жизнь заставляла обращаться к поиску не экстенсивного пути и переходить к ведению хозяйства интенсивным способом. "Сибирские земледельцы принуждены преобразовывать свое хозяйство, вводя новые способы обработки и новые земледельческие орудия".
Под влиянием железнодорожного пути, по сути, была создана новая отрасль - промышленное маслоделие, в развитии которой активное участие приняло и внесло свою лепту крестьянство нашего района. Произошел переход от выработки топленого масла в домашних условиях к промышленному производству сливочного масла, которое нашло широкий сбыт за границей. Спрос на масло, в свою очередь, заставил крестьян уделить более пристальное внимание молочному животноводству, позаботиться об улучшении пород коров, о лучшем их содержании.
Наряду с переработкой молока постройка железной дороги способствовала росту других отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья. В нашем районе оживилась деятельность торгово-купеческого капитала, который стал вкладывать средства в обрабатывающую промышленность. Вместе с тем сибирская магистраль оказала влияние на увеличение базарной и ярмарочной торговли, на появление новых торжков, а также привела к усилению и численному росту стационарной торговли в виде лавок и магазинов.
Привнеся большие перемены в хозяйственную жизнь крестьянства и, разумеется, наших уроженцев в том числе, железная дорога не могла не привнести также перемен в культурно-бытовой уклад и в сознание крестьянства. Прежде всего, сменились темп и образ жизни сибирского крестьянина. Ушла в прошлое патриархальная неспешность. Вовлеченность в товарно-денежные отношения сказалась на предприимчивости крестьянина. Эта особенность бросалась в глаза, и ее отмечали современники вроде уже упомянутого наблюдательного француза: "Сибирская железная дорога вторглась в его жизнь и окончательно его преобразовала; он стал другим человеком, стал более трудиться и больше производить; в нем проявились такая энергия и деятельность, каких раньше не подозревали... Вот почему Сибирская железная линия, хотя еще несовершенная, вызвала удивительное проявление прогресса в этой части Азии".
Однако очевидный прогресс, обеспеченный и продвинутый дорогой, не стоит понимать упрощенно. Да, действительно, дорога облегчила торговый обмен, а "удобные условия для торговых сношений вызывают улучшение производства, что в свою очередь усиливает его размеры. С другой стороны, население Сибири может теперь получать гораздо дешевле те продукты, которые ему нужны и которые не производятся на месте". В результате всех этих благотворных перемен подвергся изменениям образ жизни крестьянского населения. Особенно заметно и динамично перемены в культурно-бытовой сфере коснулись местностей, прилегавших непосредственно к железной дороге, а значит и описываемого района. Относительно воздействия этих перемен можно сказать словами дореволюционного исследователя А. Мотовилова, имевшего в виду жителей Барабинской степи, но его наблюдение с полным правом можно распространить и на другие придорожные местности: "Деревня до проведения железной дороги и та же деревня после ее проведения - суть вещи очень друг на друга не похожие. Способ обработки земли, вид домов, материал и фасон платья, пищевой режим - все неодинаково". Привнесенные материальные изменения не могли не породить изменений в сфере сознания. Как указывает современный историк-сибиревед В. А. Зверев, "изменились ментальность и культурные установки сибирского крестьянства, и легче всего такие изменения происходили в ходе смены поколений".
С другой стороны, противоречивость и неоднозначность прогресса, обеспеченного и ускоренного железной магистралью, выразились и в далеко не благотворном плане: в подчинении диктату денег, голой выгоде, в эксплуатации как результате социального разложения крестьянства.
Последняя сторона наглядно стала проявляться уже в момент строительства пути. Социальная дифференциация (разложение) внутри сибирского крестьянства, которую не миновало, конечно, и население изучаемого района, выталкивала маломощные и обедневшие слои из деревни и направляла прямиком на строительство дороги в качестве наемных рабочих. "На магистрали обычно работали беднейшие группы крестьян с целью отработки долгов, выплаты податей и укрепления хозяйства... На дороге они трудились в качестве землекопов, плотников, столяров, каменщиков, штукатуров, пильщиков, лесорубов, каменоломов, извозчиков и пр.". В качестве таких наемных рабочих непременно выступали в конце XIX в. и крестьяне-отходники из волостей, образующих ныне территорию нашего района.
Из всего вышесказанного ясно вытекает представление об огромном значении Сибирской железной дороги для ускорения развития аграрного капитализма в Сибири. О том, как же непосредственно совершалось это развитие на примере рассматриваемого района в разных отраслях его экономики, степени его глубины, о происходивших в начале XX в. социально-экономических процессах более подробно речь пойдет в дальнейших разделах исследования.
Николай Толстых
Публикация: Варгашинские вести. – 2024. – 10 июля.
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка