lorem
МКУ "ЦБ Варгашинского МО" » Краеведение » История района » ПЕШИЙ МИЛИЦИОНЕР ИЗ ВАСИЛКОВ
File engine/modules/nextpreviewnews.php not found.
  • Нравится
  • 0

ПЕШИЙ МИЛИЦИОНЕР ИЗ ВАСИЛКОВ

Раздел: Краеведение / История района

Толстых. Н. Пеший милиционер из Василков / Н. Толстых // Варгашинка. – 2010. – 22 янв. – С. 3-4.

В ночь с 13 на 14 августа 1919 г., после боя с белогвардейцами, части Красной Армии овладели Курганом. Форсировав Тобол, они повели наступление вглубь Курганского уезда. Оно продолжалось вплоть до начала сентября.

            На освобожденной от колчаковцев территории восстанавливалась Советская власть. Возглавил эту работу временный орган власти – Курганский уездный ревком. Решение многообразных и неотложных задач – политических, хозяйственных, культурных, просветительских – невозможно было без налаживания советского аппарата управления. В числе насущных задач сразу же выдвинулось обеспечение и поддержание порядка в соответствии с законами Советской Республики. Началось восстановление советской милиции.

            Перед милицией ставилась цель – охрана революционного порядка и обеспечение гражданской безопасности. Она призвана была стоять на страже интересов рабочего класса и беднейшего (затем всего трудового) крестьянства. Этот классовый подход закреплялся и в названии милиции – не только «советская», но и «рабоче-крестьянская». Последнее подтверждалось тем фактом, что милицейские кадры комплектовались в первую очередь из представителей рабочих и крестьян.

            В числе многих заявлений, что ложились на стол начальника Курганской уездной советской милиции, оказалось и заявление от гражданина Тимофея Алексеевича Юдина. «Покорнейше прошу не отказать в моей просьбе принять меня на должность пешего милиционера при вверенном вам управлении и зачислить меня на должность со дня приема на службу, то есть с 25 октября 1919 г.» Заявитель проживал в Кургане «по Гоголевской ул. в доме Переселковой, № 80». Этот адрес указан им в заявлении, однако своим постоянным местом жительства он был связан с деревней.

            Тимофей Алексеевич Юдин родился 14(26) февраля 1892 г. в крестьянской семье. Его родина – деревня Василки (Васильки) Моревской волости. К моменту подачи заявления на милицейскую службу Тимофею исполнилось уже 27 лет. В феврале 1911 г., без малого 19-ти лет, он женился на крестьянской дочери Марии Николаевне Богатыревой из своей же родной деревни.

            Вообще у родителей Тимофея, Алексея Григорьевича и Евдокии Васильевны Юдиных, судя по Всероссийской переписи населения 1897 г., было пятеро сыновей. Наиболее известной личностью из них стал Александр. Родившийся 2 годами ранее Тимофея, он был определен на службу военным моряком Черноморского флота. Испытания 1-й мировой войны закалили Александра Юдина, а революционные события превратили в убежденного большевика. Вспыхнувшая гражданская война заставила бывшего моряка на его родине в Зауралье. Без колебания Александр Юдин вступил в ряды Красной Армии и вскоре был назначен полковым комиссаром. В августе 1919 г., когда боевые действия развернулись в Зауралье, он был в должности комиссара 2-й бригады 29-й дивизии красных.

            Непосредственное общение братьев Александра и Тимофея выпадает на краткий отрезок времени – весну 1918 г.  Правда, это могло произойти только в том случае, если солдат Тимофей Юдин успел именно к весне 1918 г. вернуться домой в Василки. Дело в том, что в период 1-й мировой войны он был мобилизован в действующую царскую армию и на фронте попал в плен. Все остальное время с начала гражданской войны ни Тимофей, ни кто-либо из родственников, конечно, не могли иметь каких-нибудь известий об Александре. К сожалению, и живым его им уже не суждено было увидеть. В сентябрьских боях, когда белые пошли в контрнаступление, штаб 2-й бригады оказался в окружении. Раненный комиссар Юдин попал в плен и был казнен белогвардейцами. На долю самого Тимофея в эту пору гражданского противоборства выпали собственные испытания. В одном из документов по личному составу советской милиции о нем приводится такое сведение: «Был арестован белыми и перебежал через фронт» к красным.

            Очевидно, печальная весть о гибели Александра дошла до Юдиных и его земляков из Василков не ранее конца октября 1919 г., когда весь Курганский уезд был окончательно освобожден от белых. А ведь именно с 25 октября, сразу по освобождении, Тимофей Юдин просит в своем заявлении принять его на должность пешего милиционера. Надо полагать, весть о гибели Александра и решение Тимофея стать советским милиционером – это отнюдь не простое совпадение. Скорее всего, они тесно друг с другом связаны, и первое непосредственно повлияло на второе.

            Интересная подробность: к заявлению своему Тимофей Юдин приложил удостоверение от Моревского ревкома – временного органа Советской власти на селе. Правда, сам этот документ в архивном деле не сохранился. Но можно уверенно предположить, что в удостоверении наряду с подтверждением личности Тимофея Юдина заверялась также его политическая благонадежность и преданность рабоче-крестьянской власти. Не исключено, что сообщалось и о его родстве с погибшим комиссаром Юдиным. Такие удостоверения требовались во избежание приема в советскую милицию лиц, служивших при Колчаке.

            Действительно, в приказе начальника милиции от 27 октября 1919 г. записано: «Александра Шаламова и Тимофея Юдина назначаю на должность: первого конным милиционером с 1-го ноября с.г., а второго, Юдина, пешим с 25 октября с.г. при управлении милиции». Находившиеся при управлении уездной милиции конные и пешие милиционеры свою службу несли отнюдь не только в Кургане. Они постоянно направлялись в командировки по уезду как в помощь немногочисленным милицейским работникам в волостях, так и для выполнения самостоятельно отдельных заданий и поручений. К числу возложенных в то время на сотрудников милиции обязанностей, кроме поддержания общественного порядка (безопасности), относились еще пресечение спекуляции, винокурения, вылавливание дезертиров и воров. Одна из важных обязанностей заключалась в обеспечении хлебной монополии и выполнении хлебозаготовок в условиях продолжающейся гражданской войны. На этой почве возникало неизбежное сопротивление зажиточной части деревни – кулачества. Ликвидация этого сопротивления также возлагалась на милицию.

            Гражданская война способствовала вспышкам массовых заболеваний и опасных эпидемий, которые без разбора косили белых и красных. Не стали исключением и милиционеры. Случаи их заболеваний неоднократно отмечались в приказах начальника уездной милиции. Так, в приказе от 11 ноября значилось: «Заболевших милиционеров Юдина Тимофея с 8 ноября и Предеина Михаила, Решетникова Тихона и Евдокимова Семена освобождаю от должности впредь до выздоровления». Следовательно, болезнь, настигла Тимофея Юдина уже вскоре по поступлении его на милицейскую службу. Она оказалась тяжелой и продолжительной, но, к счастью, не роковой для больного. Только по прошествии месяца Юдин вновь вернулся в строй. Об этом гласит приказ от 11 декабря 1919 г.: «Прибывших по выздоровлении милиционеров Комарского Тита и Юдина Тимофея полагать налицо».

            А на другой день Тимофей в 10 часов дня отбыл в командировку в уезд «по делам службы». Неизвестно, с каким точно заданием он был отправлен, но прибыл он обратно из командировки в Курган вечером 18 декабря. Неизвестно также, имел ли Тимофей возможность во время командировки побывать в родных Василках и навестить семью (жену, сына и дочь), проведать родственников. Если нет, то очень скоро ему пришлось туда отправиться по весьма серьезному поводу.

            Подходил к концу 1919 год. 26 декабря в Василках состоялось общее собрание граждан этого сельского общества. Заслушивался всего один вопрос, а точнее: личное заявление Тимофея Алексеевича Юдина, который, будучи главой семьи и хозяйства, продолжал оставаться членом Василковского сельского общества. На собрании в присутствии 25 односельчан-хозяев он заявил: «Так как я, Юдин, в настоящее время нахожусь на службе в Курганской уездной советской милиции, семья моя вся находится в настоящее время тяжелобольная, скот все время стоит голодом, а из семьи никто не встает на ноги».

            Очевидно, тревожную весть непосредственно Юдину сообщил Василковский сельский ревком, который еще не столь давно выдал ему свидетельство при поступлении в милицию. А вот общее собрание василковцев состоялось, скорее всего, по просьбе самого Юдина. Что же оно предприняло? «Выслушав заявление гражданина Юдина, мы единодушно постановили: просить и просим начальника Курганской уездной советской милиции об разрешении кратковременного отпуска гражданину Юдину, так как действительно его семья вся без исключения находится тяжелобольная, в чем и подписуемся».

            В тот же день, не медля, Тимофей добрался до Кургана и передал протокол общего собрания василковских граждан своему начальству. В свою очередь, начальство, осознавая всю чрезвычайную серьезность создавшегося для своего сотрудника положения, не стало его задерживать на службе и пошло навстречу василковцам. Приказом начальника милиции от 27 декабря пеший милиционер Тимофей Юдин отпускался «по домашним обстоятельствам в отпуск на 7 дней».

            Надо полагать, пребывание Юдина в Василках, пусть и краткое, имело благополучный исход и для его семьи, и для хозяйства: домашние пошли на поправку, а скотину удалось спасти от падежа. По истечении отпуска ему пришлось вернуться к несению милицейской службы. Начало 1920-х годов было полно испытаний. Однако лишь дальнейшие архивные поиски, возможно, прольют свет на судьбу брата комиссара, милиционера Т.А.Юдина.

            В заключение отметим, что он был далеко не единственным уроженцем наших мест (территории современного Варгашинского района), кто осенью и зимой 1919 г. в числе первых стал в ряды советской рабоче-крестьянской милиции. Так, из тех же Василков Моревской волости в декабре 1919 г. подал заявление с просьбой принять на службу пешим милиционером Ефим Евдокимович Могильников. Уж не пример ли Тимофея Юдина подвигнул к такому решению? Ефим Могильников был принят в милицию на должность курьера. С 10 декабря 1919 г. конным милиционером в 1-м районе Курганской уездной милиции начал службу житель деревни Мало-Заложной Марайской волости Филипп Сергеевич Меньщиков. А с 17 декабря в тот же 1-й район уездной милиции на должность пешего милиционера был принят гражданин села Марайского (ныне Мостовского) Филимон Яковлевич Лихачев. Так набирались и формировались первые кадры советской милиции в Зауралье.

 

Николай Толстых

 

Напечатано: Варгашинка. – 2010. – 22 янв.

  • Просмотров: 1 461
  • Дата: 3 ноября 2016
admin
  • МКУ Центральная библиотека Варгашинского района
  • Администраторы

Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Память сердца

Память сердца

Информационные ссылки

Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обратная связь

По всем вопросам или предложениям пишите:

var-library@mail.ru
или сюда
?

Опрос

Оцените работу движка