НАЧАЛО ПОЛОЖИЛ ТРАНССИБ
Раздел: Краеведение / История района
НАЧАЛО ПОЛОЖИЛ ТРАНССИБ
Варгать (в уральских говорах) - сердито бормотать, выражая недовольство чем-либо, ворчать, ругаться. Варгаш - тот, кто непрерывно ругается, ворчит (варгает).
Своим происхождением наш поселок обязан железнодорожной станции. Исток его как раз уходит во времена строительства Великого Сибирского пути, а именно в самые первые годы возведения дороги. До эры электровозов было еще далеко, а паровозам постоянно требовались топливо и вода. С таким расчетом и планировались будущие станции Транссиба, чтобы на них можно было пополнить запасы дров (до каменного угля дело еще не дошло) и воды. Для обеспечения водой строились водонапорные башни (водокачки).
В октябре 1893 г., когда в Кургане встречали первый поезд из Челябинска, за Тоболом производились насыпка земляного полотна. С мая 1894 г. началась укладка шпал и рельсов от Кургана до Петропавловска и далее. В конце августа 1894 г. (по новому же стилю в сентябре) прошел первый поезд до Омска. К этому моменту на 276-й версте Транссиба уже появилась станция Варгаши. Здание вокзала относилось к 5-му классу и было деревянным на каменном фундаменте.
Неизвестно, сделал ли остановку первый поезд на ст. Варгаши, но встречали его помимо любопытствующих жителей ближних деревень также и первые жители станции, положившей начало станционному поселку. Разумеется, этими первыми жителями поселка стали лица, занятые обслуживанием железнодорожного движения.
Всероссийская перепись населения 1897 г. дает на сей счет утвердительный ответ. Вряд ли за три года до нее состав жителей претерпел большие изменения. Начальником станции являлся уроженец Ардатовского уезда Симбирской губернии Емельян Емельянович Шахов, а его помощником - уроженец Юхновского уезда Смоленской губернии Яков Васильевич Завьялов. Квартиры для их семей находились в вокзальном помещении. Для других служащих и рабочих предназначались небольшие дома, отчасти сохранившиеся близ водонапорной башни по ул. Героев.
Какие же профессии еще требовались на станции? Связь обеспечивали два телеграфиста, за работой водокачки следил машинист, воду на паровоз подавал водолив. В штате также состояли два стрелочника, дровоклад и сторож. За порядком следил станционный жандарм.
Большинство первых жителей поселка являлись выходцами из губерний Европейской России. Лишь для выполнения наиболее простой работы, без особой квалификации, принимались местные жители из д. Варгаши. Всего же, согласно переписи, на станции числилось 11 хозяйств и имелось 7 строений. Вместе с членами семей рабочих и служащих население станционного поселка насчитывало 39 человек - 18 мужского и 21 женского пола.
С 1 (13) июля 1895 г. на ст. Варгаши стали совершаться «почтовые операции» -прием и выдача корреспонденции, денежных переводов до 200 рублей. На вокзале размещался буфет. Очевидно, позже открылась бакалейная лавка, принадлежавшая частному торговцу. Станция являлась пунктом сбора и отправки сельскохозяйственных грузов. Из крестьянских селений сюда доставлялись на лошадях хлеб, мясо и масло для отправки в Европейскую Россию и заграницу. В начале XX в. появились паровая мельница и деревянный элеватор.
Спустя полтора десятилетия после переписи 1897 г. число постоянно проживавшего в поселке населения немного увеличилось и, согласно вышедшему в 1912 г. «Списку населенных мест Тобольской губернии», составило 63 человека - 29 мужского и 34 женского пола. Уж доподлинно неизвестно, имелись ли среди них ворчуны -«варгаши», но все они первыми обживали наш поселок и по праву прозывались варгашинцами. А кто-то из них, быть может, дожил до марта 1924 г., когда станционный поселок превратился в районный центр.
Николай Толстых
Напечатано: Маяк. - 2013. -16 авг. - С.2.
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка