Крестьяне-выборщики
Раздел: Краеведение / История района
Выбираем старост, выберем и думцев
Сейчас для наших современников привычно избирать депутатов различных уровней, глав сельсоветов, поселков, районов, городов, областей и, наконец, главу государства - президента. А ведь каких-нибудь сто лет назад подавляющее большинство зауральцев, наших предков, принадлежавших к крестьянскому сословию, могло выбирать из своей среды сельского старосту, волостного старшину, членов волостного суда - и не выше. Не считая разве что Шадринского уезда Пермской губернии, где крестьянство с появлением земства получило право выбирать гласных в уездное и губернское земские собрания. Лишь в ходе первой революции 1905-1907 годов царская власть пошла на уступки, согласившись на учреждение всероссийского законодательного органа - Государственной думы. Вот тогда крестьянство наряду с остальными сословиями получило право выбирать в нее своих представителей.
Но как же конкретно происходили выборы в те самые первые Государственные думы здесь, у нас в Зауралье, а именно в пределах тогдашнего Курганского уезда? Обратимся к сохранившимся документам прошлого, чтобы ответить на этот вопрос. За возможность воспользоваться некоторыми из них выражаю свою признательность кандидату исторических наук М.А. Пушкареву.
В расчете на послушание
Прежде всего надо не забывать, что избирательные кампании в первую, а потом и в следующую Государственные думы происходили в Курганском уезде в обстановке военного положения, на котором еще ряд уездов Тобольской губернии был объявлен высочайшим указом от 23 декабря 1905 г. Его введение строилось на расчете властей "успокоить страсти", обуздать революционную стихию и направить ее в мирное русло неторопливых, весьма умеренных реформ - и не более того. И царский избирательный закон, как мыслилось правящим сферам, должен был отсечь от проникновения в Думу наиболее радикальных, революционных элементов.
В отличие от современных, выборы в Государственную думу царской поры не являлись прямыми и для большинства избирателей, имевших право голоса, не происходили, как теперь, в один назначенный день. В зависимости от имущественного состояния, сословной и профессиональной принадлежности избирателей поделили на четыре курии: землевладельческую, городскую, рабочую и сельскую. Крестьянам, чтобы избрать депутата, предусматривалось законом пройти четыре этапа (степени) выборов. Сначала на сельских сходах от каждого десятка дворов выбирались уполномоченные представители на волостной сход. В свою очередь волостной избирательный сход определял из своей среды уполномоченных на уездный съезд. Затем на уездном съезде уполномоченные выдвигали выборщиков в губернское избирательное собрание. И только на последнем, соединившись вместе с выборщиками от других курий, крестьянские выборщики наконец-то выбирали депутатов в Думу. Такая многостепенность, по замыслу властей, должна была "просеять" крестьянских выдвиженцев, отобрать из них наиболее надежных и преданных правительству и престолу, закрыв путь "смутьянам". А раз крестьянство составляло самое многочисленное сословие России, то эти подобранные крестьяне вкупе с крупными собственниками изберут угодную, послушную верховной власти Думу. Кстати, в расчете на более зажиточное сибирское крестьянство царский избирательный закон предоставил ему в Сибири подавляющее преобладание в отличие от его собрата из европейской части империи. Например, в Тобольской губерния свыше 80 процентов выборщиков составляли крестьяне, уполномоченные от волостей. Однако приспело время узнать, так ли уж оправдались расчеты и надежды властей.
Избирательная кампания 1906 года
Вообще в Сибири избирательная кампания разворачивалась позже, чем в России "европейской". Депутаты из последней уже заседали в Таврическом дворце, тогда как за Уралом только заканчивались выборы.
В марте 1906 г. в Тобольской губернии состоялись на волостных сходах выборы уполномоченных на уездные съезды, а вслед за ними прошли и сами эти съезды. Надежды на будущие важные решения Думы на благо землепашцев подстегнули интерес крестьян к выборам в первый на их жизненном веку общероссийский парламент. Вот почему еще до получения всяких официальных предписаний в ряде волостей проводились выборы уполномоченных досрочно. Они дружно потом объявились в уездных городах, чтобы на своем собрании выдвинуть выборщиков в Тобольск.
И вот перед нами список таких выборщиков. Он включает 10 человек. Их стоит перечислить. Это: Евдокимов И.Е., Киселев Л.И., Корюков Д.И., Макаров A.M., Маслов Е.Е., Меньшиков Д.В., Митрофанов И.С., Пахомов Х.К., Рыльских И.О., Салазкин А.Д. Познакомимся с некоторыми из них поближе, благо в списке перечисляется ряд сведений. К тому же я, не первый год занимающийся краеведческими изысканиями, обнаружил среди выборщиков кое-кого из своих старых знакомых, ведомых мне по другим документам. И это, в общем-то, не мудрено, так как все без исключения эти крестьянские выборщики были грамотными людьми. Грамотному же человеку, согласитесь, легче оставить память о себе и след в письменных источниках.
Вот, к примеру, 40-летний крестьянин из села Сычевского Арсений Михайлович Макаров. Он достоин отдельного разговора, целой статьи, настолько примечательна его личность. В списке о нем сообщается, что он "православный, русский, окончил одноклассную сельскую школу, сельский писарь, занимается земледелием". И не просто занимается земледелием, а стремится вести его рациональным способом, внедряя тогда еще диковинное травосеяние с умыслом увлечь им своих односельчан. О своих опытах сообщал в приложения к "Тобольским губернским ведомостям". И совсем не случайно его участие в 1902 г. в Курганском уездном совещании о нуждах сельскохозяйственной промышленности.
Кстати, другим представителем на том же совещании был выборщик, также 40-летний крестьянин Егор Егорович Маслов из села Шмаковского. Надо полагать, что судьба еще задолго до выборов в Думу не раз сводила его вместе с A.M. Макаровым, поэтому они встретились как старые знакомые. Да у них и общего помимо возраста было немало. Маслов, как значится в списке, "земледелец и письмоводитель, окончил одноклассную сельскую школу".
Из деревни Пестеревой Сычевской волости в Курган на избирательный съезд прибыл уполномоченный - крестьянин 52 лет Леонтий Иванович Киселев и попал в состав выборщиков в Тобольское губернское избирательное собрание. Кто же он такой? Оказывается, наряду с сословной принадлежностью к крестьянству и с занятием земледелием в нем уживалась профессиональная принадлежность к ветеринарам. Он окончил ветеринарно-фельдшерскую школу. К этому еще добавлялись должность волостного старшины и принадлежность к старообрядчеству. Заметим, кстати, что в числе десяти выборщиков трое являлись старообрядцами, которые только благодаря революции получили право на свободное вероисповедание.
Вот именно этим крестьянам-выборщикам предстояло отправиться в Тобольск и принять участие непосредственно в выборах депутатов в I Думу. Они проходили 15-16 мая 1906 г. К этому времени местные власти определились с желательными для себя кандидатами. Ими были, в частности, член губернского управления по крестьянским делам Шильдер-Шульднер (так сказать, вышестоящий начальник для всего тобольского крестьянства) и управляющий местным отделением Госбанка Спасский. В их пользу, между прочим, обязывал сельских батюшек склонять своих прихожан тобольский архиерей.
Но тщетно. Результаты выборов преподнесли пренеприятный сюрприз для властей. Проправительственных кандидатов "прокатили'', а избрали, наоборот, либерально и - о ужас! - даже революционно настроенных депутатов. Так, Тобольскую губернию в I Думе должны были представлять бывший чиновник поземельно-устроительной партии. А. Н. Ушаков, успевший за организацию в декабре 1905 г. вольного крестьянского съезда побывать в северной ссылке, а также тюменский купец С. И. Колокольников, торговец из крестьян А. Д. Нестеров и Т. В. Алексеев, состоятельный крестьянин. Эти далеко не бедные люди четко обнаружили свои симпатии к либеральным и левым партиям. В Думе А. Д, Нестеров вошел в состав фракции от либеральной партии кадетов, а остальные трое влились во фракции трудовиков и народных социалистов (энесов).
Между первой и второй перерывчик полугодовой
Увы, участь I Государственной думы была предрешена, когда сибирские депутаты не ранее конца мая - начала июня 1906 г. объявились в столице. Речи депутатов напугали правительство. Расчеты на послушную, подконтрольную Думу провалились. Вместо успокоения народные трибуны ''разжигали смуту", ссылаясь в том числе на наказы крестьян с требованиями земли и воли. Поэтому 8 июля I Дума была распущена, а позже назначены новые выборы. Видимо, не последнюю роль в этом решении сыграло воззвание двухсот депутатов, обратившихся из Выборга к народу с призывом протестовать против разгона Думы мирными средствами: невыплатой податей и повинностей, неявкой новобранцев на призывные участки. В числе подписавших выборгское воззвание были также депутаты от Тобольской губернии. Вместе с остальными их даже продержали некоторое время под арестом.
Для бывшего члена I Думы трудовика А.Н. Ушакова испытания не закончились с возвращением в Тобольск. Чтобы не дать ему вновь пройти в депутаты, последовал приказ выслать его в двое суток за пределы временного генерал-губернаторства. Ведь военное положение продолжало действовать. Ужесточая его режим, закрыли ряд неугодных газет, зажимали предвыборную агитацию (она прорывалась через подпольные, нелегальные листовки, которые ходили в том числе по Кургану и Курганскому уезду). Пытаясь захватить крестьян врасплох и не дать им возможности выдвинуть своих надежных, верных представителей на уездные съезды, начальство отправляло извещение о назначении выборов уполномоченных накануне самих выборов. К примеру, в Верхсуерскую волость Ялуторовского уезда - теперь это Варгашинский район нашей области - извещение о назначенных на 21 декабря 1906 г. выборах уполномоченных пришло только накануне, 20 декабря. Из-за этого не все крестьяне смогли явиться на сход в волостной центр,
В Курганском уезде крестьянство выбрало, как прежде, десять представителей для участия в губернском избирательном собрании. Они все являлись в той или иной степени грамотными, а четверо принадлежали к старообрядцам.
Несмотря на ухищрения властей, крестьянам удалось продвинуть депутатами во II Думу преданных своих сторонников. Ими стали крестьяне Т. В. Алексеев (он прошел во второй раз) и Ф. И. Байдаков - один из Тюкалинского уезда, другой из Тюменского, а также лесной ревизор Тарского уезда В. В. Колокольников и бывший губернский агроном Н. Л. Скалозубов. Уроженцев из самого Курганского уезда в числе думцев не оказалось.
Все новоиспеченные депутаты от Тобольской губернии обозначили свою принадлежность к революционно-демократическим фракциям II Думы. Они стали членами фракций трудовиков (Т. В. Алексеев, Ф. И. Байдаков), народных социалистов (В. В. Колокольников) или же вплотную к ним примыкали, как Н. Л. Скалозубов. Все, таким образом, были "левее" кадетов.
Головной боли у правительства с работой II Думы сильно прибавилось. Она оказалась еще более решительно настроенной, "левизна" ее проступала еще ярче, чем у I Думы. Понимая прекрасно, что по прежнему избирательному закону послушной Думы не добиться, хоть сто раз ее досрочно распускай, царь и правительство вознамерились не только разогнать Думу второго созыва, но и сочинить новый закон о выборах. Как раз 3 июня 1907 г. это и было проделано: появился манифест о роспуске Думы и тогда же опубликован новый избирательный закон, который резко сократил представительство прежде всего крестьян и рабочих в будущей Думе. А поскольку ранее царь провозгласил, что "никакой новый закон не может последовать без одобрения Государственного совета и Государственной думы", то нарушение этого краеугольного установления означало совершение государственного переворота.
Еще дважды, в 1907 и 1912 годах, зауральские крестьяне приняли участие в выборах в III и IV Государственные думы. Однако такое участие достойно уже отдельного рассказа.
... Прошли десятилетия. И вот теперь, словно Феникс из пепла (это метафорически, а если, фактически, то на пепелище Верховного Совета), Государственная дума восстала и вновь вернулась в отечественную политическую жизнь. Какой уж год пошел, что мы стали в нее избирать своих представителей, даже успели пообвыкнуть. Как-никак до третьей Думы дожили. Это если по новому счету. А по старому, стало быть, уже седьмая. Что же, как говорится, дай Бог, не последняя.
Николай ТОЛСТЫХ.
Публикация: Курган и курганцы. – 2000. – 17 окт.
А также:
Комментариев (0)
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Краеведение
Информационные ссылки
Популярные теги
Афиша Библиотекарь - профессия будущего Вдовы войны Женщина на войне Преодолел фронтовые дороги Связь поколений Фронтовой роман беременность воспитание мама ребенокРекомендуем
Обратная связь
Опрос
Оцените работу движка