lorem
МКУ "ЦБ Варгашинского МО" » Краеведение » История района » ТРАНССИБ В СУДЬБЕ ВАРГАШИНСКОЙ ЗЕМЛИ
  • Нравится
  • 0

ТРАНССИБ В СУДЬБЕ ВАРГАШИНСКОЙ ЗЕМЛИ

Раздел: Краеведение / История района

Потребностями развития капитализма в России был построен Великий сибирский железнодорожный путь (Транссиб). Он, в свою очередь, ускорил капиталистическое развитие Азиатской России за Уралом. Именно строительству  Транссиба обязан своим появлением поселок Варгаши. О том же, какое влияние железная дорога оказала на территорию, которая до недавнего  времени называлась Варгашинским районом, а теперь округом, идет речь в настоящей публикации. Она является частью исследования, написанного еще почти четверть века назад, и текст ее печатается без замены слова «район» на «округ».  

Изучаемый район же­лезнодорожный путь пересек непосредственно, разделив на две неравные части. Находясь в зоне ближайшего действия дороги, район поэтому ощутил на себе бы­стрее и в наибольшей степени последствия ее возведения. Изменения, привне­сенные дорогой, носили глубокий, общеохватный характер и касались всех сто­рон социально-экономического развития района, не оставив в стороне также куль­турно-бытовой уклад, сознание населения.

Еще на стыке веков французский исследователь Клод Оланьон, оценивав­ший значение Сибирской железной дороги для ближайшего будущего Сибири и основываясь на первых годах ее деятельности, отметил, что Сибирь с появлением дороги обзавелась "новейшим экономическим органом" и вступила "в новый фа­зис своего существования". Суть нового фазиса заключалась в невиданно широких возможностях, открытых дорогой, для развития в Сибири преимущест­венно аграрного капитализма. Данное развитие осуществлялось вширь и вглубь, чему сибирская магистраль послужила мощным толчком. При этом некото­рые историки больше подчеркивали и отражали в своих работах именно развитие аграрного капитализма вширь за счет громадного притока новых переселенцев и увеличения площади распаханных земель. Если для Сибири в целом это справед­ливо, то относительно исследуемого района следует внести поправку. Дело в том, что колонизационный процесс здесь близился к завершению с последней волной переселения из Европейской России в 40-50-ые годы XIX в. После этой волны ка­ких-либо новых земельных ресурсов для сколько-нибудь серьезного подселения не осталось, поэтому дальнейшее экономическое развитие на территории района осуществляли в период 1861-1917 гг. старожильческое крестьянство, недавние переселенцы и с течением времени, к моменту появления железной дороги, уже потомки переселенцев.

 Развитие капитализма с начала XXв. пошло больше вглубь, чем вширь. Оно включало ускоренное разрушение натурально-замкнутого хозяйства и переход на рельсы товарно-денежного, относительно быстрый про­гресс техники в различных отраслях сельского хозяйства и обрабатывающей про­мышленности, подвижность населения, отток его части из села в город, где оно быстрее отрывалось от земледелия, социальную поляризацию и разложение кре­стьянства с выделением в нем новых классов. Все эти стороны процесса развития капитализма вглубь нашли свое место и с постройкой железной дороги на территории нашего района.

Для крестьянского населения района, как и для всего сибир­ского крестьянства, железная дорога открыла и приблизила новые рынки сбыта. До нее "Сибирь долгое время могла снабжать внешние рынки лишь дорогими продуктами, которые были в состоянии вынести высокую проводную плату, как то: золото и меха". Такими экспортными товарами в силу природных, естествен­ных причин население района не обладало. Зато в его руках находились продукты земледелия и скотоводства, которым дорога, удешевив и сократив время перевоз­ки грузов, открыла доступ в Европейскую Россию и особенно за границу, на за­падноевропейский рынок.

Получив возможность сбывать выращенный хлеб, крестьянство района в то же самое время получило и стимул к дальнейшему увеличению производства то­варного хлеба. "Районы, производящие хлеб, уверены в сбыте его, и их продукты поднимаются в цене, крестьяне увеличивают свои посевы". Но не везде можно было действовать экстенсивным путем, расширяя беспредельно площади пахот­ных земель. В изучаемом районе такая возможность была весьма ограничена. Жизнь заставляла обращаться к поиску не экстенсивного пути и переходить к ве­дению хозяйства интенсивным способом. "Сибирские земледельцы принуждены преобразовывать свое хозяйство, вводя новые способы обработки и новые земле­дельческие орудия".

Под влиянием железнодорожного пути, по сути, была создана новая отрасль - промышленное маслоделие, в развитии которой активное участие приняло и внесло свою лепту крестьянство нашего района. Произошел переход от выработ­ки топленого масла в домашних условиях к промышленному производству сли­вочного масла, которое нашло широкий сбыт за границей. Спрос на масло, в свою очередь, заставил крестьян уделить более пристальное внимание молочному жи­вотноводству, позаботиться об улучшении пород коров, о лучшем их содержании.

Наряду с переработкой молока постройка железной дороги способствовала росту других отраслей по переработке сельскохозяйственного сырья. В нашем районе оживилась деятельность торгово-купеческого капитала, который стал вкладывать средства в обрабатывающую промышленность. Вместе с тем сибир­ская магистраль оказала влияние на увеличение базарной и ярмарочной торговли, на появление новых торжков, а также привела к усилению и численному росту стационарной торговли в виде лавок и магазинов.

Привнеся большие перемены в хозяйственную жизнь крестьянства и, разу­меется, наших уроженцев в том числе, железная дорога не могла не привнести также перемен в культурно-бытовой уклад и в сознание крестьянства. Прежде всего, сменились темп и образ жизни сибирского крестьянина. Ушла в прошлое патриархальная неспешность. Вовлеченность в товарно-денежные отношения ска­залась на предприимчивости крестьянина. Эта особенность бросалась в глаза, и ее отмечали современники вроде уже упомянутого наблюдательного француза: "Си­бирская железная дорога вторглась в его жизнь и окончательно его преобразова­ла; он стал другим человеком, стал более трудиться и больше производить; в нем проявились такая энергия и деятельность, каких раньше не подозревали... Вот почему Сибирская железная линия, хотя еще несовершенная, вызвала удивитель­ное проявление прогресса в этой части Азии".

Однако очевидный прогресс, обеспеченный и продвинутый дорогой, не стоит понимать упрощенно. Да, действительно, дорога облегчила торговый об­мен, а "удобные условия для торговых сношений вызывают улучшение производ­ства, что в свою очередь усиливает его размеры. С другой стороны, население Сибири может теперь получать гораздо дешевле те продукты, которые ему нужны и которые не производятся на месте". В результате всех этих благотворных перемен подвергся изменениям образ жизни крестьянского населения. Особенно заметно и динамично перемены в культурно-бытовой сфере коснулись местностей, прилегавших непосредственно к железной дороге, а значит и описываемого района. Относительно воздействия этих перемен можно сказать словами дорево­люционного исследователя А. Мотовилова, имевшего в виду жителей Барабинской степи, но его наблюдение с полным правом можно распространить и на другие придорожные местности: "Деревня до проведения железной дороги и та же де­ревня после ее проведения - суть вещи очень друг на друга не похожие. Способ обработки земли, вид домов, материал и фасон платья, пищевой режим - все не­одинаково". Привнесенные материальные изменения не могли не породить изме­нений в сфере сознания. Как указывает современный историк-сибиревед В. А. Зверев, "изменились ментальность и культурные установки сибирского крестьян­ства, и легче всего такие изменения происходили в ходе смены поколений".

С другой стороны, противоречивость и неоднозначность прогресса, обеспе­ченного и ускоренного железной магистралью, выразились и в далеко не благо­творном плане: в подчинении диктату денег, голой выгоде, в эксплуатации как результате социального разложения крестьянства.

Последняя сторона наглядно стала проявляться уже в момент строительства пути. Социальная дифференциация (разложение) внутри сибирского крестьянст­ва, которую не миновало, конечно, и население изучаемого района, выталкивала маломощные и обедневшие слои из деревни и направляла прямиком на строи­тельство дороги в качестве наемных рабочих. "На магистрали обычно работали беднейшие группы крестьян с целью отработки долгов, выплаты податей и укреп­ления хозяйства... На дороге они трудились в качестве землекопов, плотников, столяров, каменщиков, штукатуров, пильщиков, лесорубов, каменоломов, извоз­чиков и пр.". В качестве таких наемных рабочих непременно выступали в конце XIX в. и крестьяне-отходники из волостей, образующих ныне территорию нашего района.

Из всего вышесказанного ясно вытекает представление об огромном значе­нии Сибирской железной дороги для ускорения развития аграрного капитализма в Сибири. О том, как же непосредственно совершалось это развитие на примере рассматриваемого района в разных отраслях его экономики, степени его глубины, о происходивших в начале XX в. социально-экономических процессах более под­робно речь пойдет в дальнейших разделах исследования.

 

Николай Толстых

Публикация: Варгашинские вести. – 2024. – 10 июля.

    

  • Просмотров: 10
  • Дата: 22 июля 2024
admin
  • МКУ Центральная библиотека Варгашинского района
  • Администраторы

Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Память сердца

Память сердца

Информационные ссылки

Календарь

«    Декабрь 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Обратная связь

По всем вопросам или предложениям пишите:

var-library@mail.ru
или сюда
?

Опрос

Оцените работу движка