lorem
МКУ "ЦБ Варгашинского МО" » Новости » ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ ДАЛ КОМСОМОЛ
File engine/modules/nextpreviewnews.php not found.
  • Нравится
  • 0

ПУТЕВКУ В ЖИЗНЬ ДАЛ КОМСОМОЛ

Раздел: Новости / История района

   Вот и надвинулось вплотную на нас 100-летие комсомола – ВЛКСМ (Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза Молодежи), организации, которая прекратила свое существование еще в сентябре 1991 г. с завершением советской эпохи. Эта самая массовая молодежная организация охватывала миллионы людей, поэтому невозможно поверить, чтобы спустя четверть века она попросту выветрилась из их памяти.

   Конечно, состоятся намеченные юбилейные мероприятия, в том числе по случаю выхода печатных изданий о комсомоле, прозвучат хвалебные речи и даже славословия в адрес почившего юбиляра. Но все же во главе этих торжеств окажутся в основном бывшие комсомольские руководители и работники аппаратов районного уровня и выше (райкомов, горкомов, обкомов комсомола). Это вполне понятно и объяснимо: здесь ностальгические воспоминания о молодости переплетаются с осознанием того факта, что именно руководящая и аппаратная деятельность в комсомольских органах способствовала их жизненному продвижению и карьерному росту. Отсюда и благодарность комсомольским годам.

     По случаю юбилея мы публикуем воспоминания Анны Кондратьевны Рожиной. Она была из племени комсомольцев 1920-1930-х гг. Ее молодость совпала с расцветом комсомольского движения в стране. Всю свою жизнь Анна Кондратьевна связала с педагогикой, а комсомол стал важной ступенью в ее биографии. Нет, она не пошла вверх по комсомольской иерархии, будучи всего лишь руководителем сельской комсомольской ячейки, но комсомол сыграл решающую роль, определив ее профессиональный путь.

       Очевидно, за свои воспоминания А. К. Рожина принялась по просьбе школьной комсомольской организации. При знакомстве с рассказом о комсомоле 1920-1930-х гг. читатель, особенно молодой, встретит слова, которые родились и активно бытовали в те годы, потом уже использовались все реже, а с концом советского периода и вовсе исчезли, став непонятными. Поэтому их значение поможет разъяснить «Словарь эпохи».

     Подобно всякой массовой организации, комсомол прошел путь от зарождения и расцвета к упадку и распаду. Но лучшие страницы истории ВЛКСМ  прочно вписаны в нашу общую отечественную историю и составляют неотъемлемую часть нашего национального опыта. Эти страницы не следует забывать, ими можно и вправе гордиться.

 

Николай Толстых

 

 

Советскую новь укрепляет молодежь

 

   29 октября 1918 г. по инициативе В. И. Ленина союзы рабоче-крестьянской молодежи, возникшие в великом семнадцатом, объединились в единый Российский Коммунистический Союз Молодежи – РКСМ.

   В это время и появились в сельской местности комсомольские организации. В комсомол тогда  принимали детей батраков, бедняков и середняков, а детей кулаков не принимали. Вступающим в комсомол задавали примерно такие вопросы: «Веришь ли в бога? Есть ли родственники кулаки? Состоишь ли членом кооперации? Как рассчитываются родители с налогами? Имели ли твои родители участки (в частной собственности – Н. Т)? Какую общественную работу выполняешь?» Потом начинали выступать комсомольцы и коммунисты, правдиво подмечая все хорошее и плохое вступающего. Разъясняли и об обязанностях, которые должен выполнять каждый комсомолец. Голосование показывало, принять или не принимать. Принятые ездили на утверждение в райком комсомола. В двадцатые годы комсомольцев в деревнях и селах было мало, а работы было много:  восстановление хозяйства после разрухи, ликвидация неграмотности, раскулачивание, коллективизация,  кооперирование, борьба за всеобщее начальное обучение.

   …Комсомольцы принимали активное участие во всех проводимых работах. Вечерами грамотные комсомольцы обучали неграмотных. Часть комсомольцев была включена в актив десятидворок. Работа на десятидворках была трудной и опасной. Кулаки не хотели платить никакие налоги. Все лозунги в клубы, сельсоветы, избы-читальни писали комсомольцы и школьники. Девушки-комсомолки были ответственны за работу среди женщин. Тогда шла борьба за равноправие женщин с мужчинами, за новый быт в семье. Требовали, чтобы неграмотные женщины учились на ликбезе, чтобы все женщины посещали сходки (собрания) и активно на сходках выступали. Устраивали вечера прялок. На эти вечера женщины приходили с работой. На вечерах они слушали доклады и смотрели выступления школьников. Следили, чтобы все население праздновало новые праздники. А чтобы женщины могли ходить на собрания, на прялки, на спектакли, нас, школьников, обязывали водиться с детьми тех женщин, у которых не с кем было их оставить.

     Из лучших комсомольцев выдвигали на работу в сельсоветы, в кооперацию, в комбеды и на разные курсы учиться. После коллективизации потребовались председатели колхозов, бригадиры, фермачи. На все эти работы выдвигались коммунисты и комсомольцы.

       В 1930 г. был издан закон о всеобщем начальном обучении. Потребовалось  много учителей. Их готовили в первую очередь из среды комсомольцев, имеющих образование 7-8-9 классов. Так, мы, старые учителя: я, Соколов Н. А., Аверина, Шаврина Л. Н., Процук Н. М., Горяинов Н. Я., Филонова  Н. А. не мечтали быть учителям, нас обязал комсомол. И мы эту обязанность честно выполнили. Комсомольское племя  двадцатых годов сочетало труд с настойчивой учебой, постигали основы культуры, науки, основы марксистского мировоззрения. Рабочие и крестьяне заполняли вузовские аудитории, чтобы выйти оттуда агрономами, инженерами, врачами, педагогами, творцами науки. Так росла молодая советская интеллигенция, беззаветно преданная коммунистическим идеалам. Вот коротко о работе в деревнях в двадцатые годы.

 

Шастовская комсомолия

 

    Были в двадцатые годы комсомольцы и в деревнях Шастовского сельсовета.  В ряды комсомола я вступила в конце 1928 г. в своей родной деревне Носково. По поручению комсомольской ячейки выполняла разные комсомольские задания. Была членом комиссии по раскулачиванию. Работала в комиссии по коллективизации. В ноябре 1929 г. меня обязали вести пионерскую работу. А в 1930 г., в связи со всеобучем, требовались учителя, а потому почти всех пионервожатых послали на курсы учителей. Окончив их, я стала учителем.

   В Шастовскую школу я приехала осенью 1936 г. Райком комсомола мне поручил оживить комсомольскую работу в Шастовском сельсовете. К моему приезду в Шастово оказался один комсомолец Процук Н. М. Той же осенью с какой-то стройки вернулась Ячменева Мария. Нас стало трое. Мы собрание провели и меня избрали групоргом. Мы сразу же развернули работу по вовлечению молодежи в ряды комсомола. Поступили первые заявления от учителей Мальцевой Е. А. и Шабурова Г. А. Вступали и колхозники. Из них первыми подали заявления Шастов К. Ис., Шастова З. Ф., Петухов А. Е, Трушников Константин, Рыбина М. П., Петухова Ефросиния, Косачев Яков. Приняв их, нас стало 12 человек. После утверждения райкомом вновь принятых собрали комсомольское собрание и меня избрали секретарем комсомольской организации. Комсомольская организация начала своих комсомольцев выдвигать на разные работы. Ячменева Мария Ивановна стала избачом, Шастова Зоя Федоровна  воспитателем в интернате школы и пионервожатой. Петухова Ефросиния стала звеньевой, а Рыбина М. П. зав. яслями. Скоро и из соседних деревень Плотниково, Ульянково, Суслово стали поступать заявления о приеме в комсомол. Комсомольская организация стала быстро расти.

   В это же время приехал на должность председателя сельсовета Кротов Иван. Он, как коммунист, развернул работу по вовлечению актива совета в партию. Вступили следующие: Еремеев (председатель колхоза), Бабушкин (председатель колхоза), Дубровин (начальник связи), Волосников Ив. М. (секретарь сельсовета), Волосников Степан (счетовод). Кротов был избран секретарем партийной организации.

 Так возобновилась партийная и комсомольская работа в Шастовском сельсовете. На каждый месяц составлялся план комсомольской работы…

   В октябре 1937 г. состоялось отчетно-выборное комсомольское собрание. Работу за год признали хорошей. Секретарем избрали меня, а заместителем Петухова Александра Евсеевича. Ежегодно комсомольская организация росла, рос и ее авторитет. Вся культурно-массовая работа в деревнях была сосредоточена в руках комсомола. Комсомольцы старались овладеть техникой, передовыми методами труда. Весной 1938 г. были созданы две комсомольско-молодежные тракторные бригады - одна в колхозе «Большевик» (д. Волосниково) и другая в колхозе [имени] Сталина (д. Шастово). Осенью 1938 г. на отчетно-выборном собрании работа комсомольской организации была признана хорошей. А изба-читальня заняла первое место в районе. Хорошо поработали и комсомольские тракторные бригады. Опять секретарем была избрана я, а заместителем Петухов А. Е.

Зимой 1938-1939 г. прибавилась новая работа. Устраивали лыжные кроссы. Сдавали нормы на значки ГТО. Проходили строевую подготовку, изучали винтовку, посещали занятия по ПВХО (противовоздушной и противохимической обороне - Н. Т.). Большая работа проводилась по привлечению девушек на трактора. Осенью 1939 г. я провела отчетное собрание, оценили работу, но выборов не было. Было издано постановление о создании комсомольских организаций при каждом колхозе. Так наша крупная комсомольская организация разделилась на мелкие. В каждой комсомольской организации были проведены выборы. В колхозе «Большевик» комсоргом был избран Петухов А. Е., в колхозе им. Сталина – Ячменева, в колхозе «Новомежевая» - Петряков Андрей, в колхозе «Плотниково» - Плотников Григорий Петрович.

   Мы, старые комсомольцы – я, Ячменева, Волосникова Мария Яковлевна, Шастов Иосиф вступили в ряды партии. Надо отдать должное секретарю парторганизации Кротову. Он очень был старательный и требовательный человек. Сам добросовестно выполнял обязанности секретаря парторганизации и должность председателя сельсовета и от подчиненных требовал честного труда.

                                                                    Писала Рожина Анна Кондратьевна, 

бывший учитель Шастовской  

начальной школы и бывший 

секретарь комсомольской организации 

при Шастовском сельсовете. 

 

 СЛОВАРЬ  ЭПОХИ

 

Всеобуч – всеобщее обучение, одним из его этапов стало введение обязательного всеобщего начального обучения.  

Групорг – руководитель отдельной группы в организации.

Десятидворка – часть селения, включающая 10 крестьянских дворов (домохозяйств).

Звеньевой – руководитель звена как части коллектива в организации.

Избач – культурно-просветительный работник на селе, заведовавший избой-читальней.

Ликбез – ликвидация безграмотности преимущественно среди взрослого населения в 1920-1930-е гг.

Райком – районный комитет.

Фермач – заведующий фермой в коллективном хозяйстве (колхозе).

 

 

 

  • Просмотров: 1 400
  • Дата: 31 октября 2018
admin
  • МКУ Центральная библиотека Варгашинского района
  • Администраторы

Комментариев (0)

Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

Память сердца

Память сердца

Информационные ссылки

Календарь

«    Март 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123
45678910
11121314151617
18192021222324
25262728293031

Обратная связь

По всем вопросам или предложениям пишите:

var-library@mail.ru
или сюда
?

Опрос

Оцените работу движка